Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Закрепление лексики. Словари"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1074 Игнатьева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы В современной школе словарь органично входит в учебный процесс на занятиях по русскому языку и во внеурочное время. Это требование жизни. Словари должны стать настольной книгой каждого ученика. При повторении раздела “Лексика”, учащиеся не только приобретают знания и умения работы с толковыми словарями, но и осознанно усваивают:
Кроме того, учащиеся повторяют орфоэпию и многие вопросы по морфологии. Они также убеждаются в том, что русский язык – хранитель истории и культуры народа, а толковый словарь – один из источников изучения русской лексики, русского языка. Пользуясь несколькими словарями при выполнении заданий, учащиеся сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в каждом из них. Приобретенные знания формируют навыки осознанного выбора и пользования словарями. Работа с толковыми словарями, проводимая в тесной связи с уроками литературы и русского языка, способствует обогащению словарного запаса ученика, насыщению литературной лексики, повышению общей культуры, развитию интеллекта, выработке умений обращаться к словарю в случае необходимости. Цели: создать условия для
Задача: учить пользоваться словарями разных видов. Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, карточки – подсказки с фразеологизмами, индивидуальные карточки, карточки со словами-синонимами. Тип урока: обобщающий. Оргформа: словарный практикум. Ход урокаI. Организационный моментУлыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме. II. Погружение в проблемуЕсли вписать по горизонтали слова, лексическое значение которых я прочитаю, то в выделенных клетках можно будет прочитать тему нашего урока. По горизонтали:
По вертикали (цифра 8) определите, пожалуйста, тему нашего урока. Сформулируйте цели урока. Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”. Какие словари русского языка вам известны? В русском языке словарей очень много. Сегодня на уроке мы поработаем с некоторыми из них. III. Знакомство со словарямиСловари расскажут вам о начале своего рабочего дня. Ваша задача: определите, какой перед вами словарь.
IV. Работа класса со словарямиСловарь иностранных слов 1. (Выходит мальчик, одетый во фрак, цилиндр, туфли). Этот господин “блестящий денди”.
Есть этимологический словарь. Этимология – раздел науки о языке, которая изучает происхождение и историю отдельных слов Выясним этимологию слов:
2. Следующее задание. В предложениях замените словосочетания одним словом и запишите эти слова:
3. Поработайте, пожалуйста, со словарем иностранных слов (работа в парах) и найдите не менее пяти часто встречающихся в нашей речи слов иностранного происхождения, запишите их значение и “родину” в тетрадь. (Рефлексия по итогам этапа работы в парах). Фразеологический словарь 1. Задание выполняем устно. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят:
2. Задание. Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (для учащихся слабой группы – подсказки). Например: “ни зги не видно – хоть иголки собирай”.
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите взаимопроверку! 3. Задание “Кто больше”. Запишите, пожалуйста, фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Кто затрудняется, можно пользоваться словарем. Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной. Толковый словарь 1. Работа по карточкам. Определите значение слова “стол” в предложении.
На какое значение в карточке нет предложения? Составьте предложение с этим значением. 2. Определите, какое значение имеет слово голова в данных предложениях.
Придумайте своё предложение со словом “голова” и запишите. Пользуйтесь, ребята, толковым словарём и все непонятные слова вам будут ясны. Словарь синонимов 1. К слову “победить” в словаре синонимов дано более 14 синонимов. Сколько назовёте и напишите вы?
Выбрать из данных слов синонимы к слову “победить”. Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить, потопить. 2. Подберите синонимы для характеристики:
Рефлексия по этапу работы. V. Итог. Рефлексия по уроку в целомМы сегодня работали с разными словарями.
Урок мне бы хотелось закончить словами Декарта: “Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”. Оцените работу своего товарища на уроке (взаимопроверка тетрадей). VI. Домашнее заданиеЗадание по выбору (самоопределение):
Всем спасибо. Урок закончен. Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники. Остальные – поработайте дома ещё над этой темой и на следующем уроке получите хорошую отметку. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |