Преподавание русского языка Формирование практической грамотности на основе комплексного анализа текстаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 851 Мухина Ирина Иосифовна, учитель русского языка и литературы …совершенствование методики препода вания русского языка немыслимо без постоянного обновления содержания обучения, касающегося языковой компетенции учащихся, развития их устной и письменной речи и речевой культуры. Н.М.Шанский Работая по программе М. Разумовской, мы отметили, как и многие учителя, что недостаток учебников состоит в нехватке тренингового материала, особенно по орфографии. Введение в ход урока минитекстов и минидиктантов с последующим их анализом позволило разнообразить урок, повысить его эффективность. Комбинирование двух методик и формирование их как системы прошло апробацию с 1998 по 2005 год. Итоговая аттестация подтвердила эффективность данной методики. Работа по данной проблеме началась в 1996 году по окончании краткосрочных курсов по методике Н.Г.Сорокиной (с презентацией методики выступала автор). Методика показалась очень продуктивной, что и было проверено нами на практике. Новая форма работы особенно помогла в ликвидации пробелов у самых слабых учащихся, которые стали объектом опыта. Тогда же, осуществляя подготовку учащихся к аттестации в 9 классе, было замечено, что комплексный анализ текста – это не только удобная форма разноуровневого контроля, но и форма, позволяющая систематически повторять теоретический материал, расширять лингвистический кругозор, развивать языковое чутьё. Опыт создавался в условиях лингвистической гимназии, где мотивация к обучению стабильно высока и учащиеся ориентированы на продолжение образования. Поэтому система не только “прижилась”, но и получила дальнейшее развитие и содержание с включением элементов инновационных технологий, использовании новых учебных пособий (Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. “Шаг за шагом. Русский язык. 5-9 класс”) Данная методика не требует изменений календарно-тематического планирования, создания авторских программ, в календарно-тематическое планирование вносится такой вид работы, как комплексный анализ текста. Ведущая идея: поскольку современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое, то материалом для комплексного обучения может служить текст как основная дидактическая единица. Пробуждая интерес школьников к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности. Немаловажно также, что работа по пропедевтике включена с систему, поэтому постепенное расширение теоретических сведений, их отработка и доведение до навыков проводится поэтапно, тем самым облегчая процесс обучения как для ученика, так и для учителя. Новизна заключается в личностно-ориентированном подходе, приспособлении к конкретным психологическим условиям, пути пропедевтического изучения находят продолжение при подборе текстов и заданий, где учитывается соотнесённость определённых признаков сложного синтаксического целого (каковым и является текст) с грамматическими свойствами отдельных лексических и морфологических категорий. Так, при изучении темы “Местоимение” в 6 классе задания по комплексному анализу текста включают в себя определение синтаксической роли местоимения и обязательно определение средств цепной и параллельной связи. Теоретическое обоснование. В настоящее время у учителей-словесников вызывает большую озабоченность состояние грамотности школьников. Свою отрицательную роль играет поголовное увлечение компьютером, потеря интереса к чтению, безграмотная реклама, изобилующая речевыми и орфографическими ошибками, неправильная речь дикторов и ведущих различных программ, поэтому формирование практической грамотности - это одна из важнейших задач, стоящих перед учителями русского языка и литературы. В решении этой задачи большую помощь может оказать методика Н.Г. Сорокиной – формирование орфографической зоркости. Методика “письма по правилам” особенно важна, потому что помогает довести умения до навыков, чётко определить конечную цель всей изучаемой темы, стимулирует желание и необходимость работать со словарями и справочной литературой. В основу обучения орфографии и пунктуации положены два понятия: “орфограмма” и пунктуационно - смысловой отрезок. Основными для овладения правописанием являются следующие понятия: - орфограмма, пунктуационно - смысловой отрезок – точки применения правил; - типы орфограмм и пунктуационно - смысловых отрезков, условия их выбора, опознавательные признаки. Следовательно, чтобы развить орфографическую зоркость, нужно уметь увидеть орфограмму, узнать её и применить соответствующее правило. Овладение грамотным письмом начинается с умения видеть точки применения правила. Например, у гласных – это слабая позиция, положение после шипящих и Ц, у согласных - стечение согласных или согласные на конце слова. Если говорить конкретно, то можно выделить ряд положительных аспектов, которые делают данную методику особенно привлекательной: - правило используется как способ действия, инструкция, алгоритм правильного написания (поскольку алгоритм- это рассуждение, то исключено механическое запоминание, он усваивается в практике, в процессе активной мыслительной деятельности); - прежде чем написать, учащийся сначала проговаривает, затем объясняет выбор написания, особенно это важно во время работы на доске, где всё должно быть написано правильно, чтобы невнимательные ученики, иногда автоматически списывающие, не накапливали чужие ошибки; - работа с внутренними полями помогает прочно закрепить знания, развивает умение видеть “ошибкоопасные места”, а это и есть орфографическая зоркость.
(Алгоритм работы: 1. Поставить ударение 2. Определить орфограмму – безударная гласная в корне слова. 3.Применить правило - подобрать проверочное слово. 4. Написать слово правильно.) - меняется качество традиционной работы над ошибками, которая часто бывает бесполезной, если ученик просто выписал слово и подчеркнул букву, не объяснив её написание. Известно, что для прочного усвоения мало такой работы, ведь трудное слово должно пройти через сознание ребёнка от восьми до двенадцати раз в составе словосочетания, предложения, в виде однокоренных слов и т.д. Здесь неоценимую помощь также окажет работа с внутренними полями. - структура урока, на первый взгляд, однообразная (обязательная орфографическая работа на примере словосочетаний в начале урока, в конце как необходимый элемент – правописный анализ текста), даёт широкие возможности для комплексного повторения не только орфографии и пунктуации, но и таких разделов, как фонетика, морфемика и морфология. Соединение методики “письма по правилам” с комплексным анализом текста позволяет ощутимо повысить эффективность урока. Учителя-словесники знают, что наиболее уязвимым местом в обученности является неумение точно и конкретно понять тему и главную мысль исходного текста и логично её развить. Формулируя задания, можно, таким образом, подбирать их так, чтобы в круг проблем, решаемых на уроке, попадали не только касающиеся орфографии и пунктуации, но и литературоведения: определение стиля и типа речи, озаглавливание (это одно из коммуникативных умений, которое должен проявить ученик), нахождение изобразительных средств языка, определение предложений, в которых наиболее полно выражено авторское отношение к явлению, герою, поступку.
Задание к тексту: 1.Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. 2.Подчеркнуть обособленные и необособленные определения как члены предложения. 3.Произвести морфологический разбор причастия (по выбору) 4.Выписать эпитеты, метафоры и олицетворения. 5.Подобрать определения к слову “гроза”. Неразрывная связь понятий “орфограмма”, “морфема”, “часть речи” помогает ребёнку увидеть орфограмму, выяснить условия выбора правильного написания и применить правило. Таким образом, на каждом уроке осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи, сквозное сопутствующее повторение. Важным компонентом здесь, безусловно, является и словарная работа: определение лексического значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Комплексный анализ текста может быть как элементом урока ,так использоваться для коллективной, групповой работы, текущего контроля . Данная методика позволяет значительно улучшить качество подготовки к ЕГЭ, привить учащимся навык вдумчивой, кропотливой работы, “погружаться” в текст, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей филологии. Только через постижение красоты языка, его богатства, неиссякаемых возможностей нужно идти к формированию навыка грамотной устной и письменной речи. В текстах цифрами даны задания для обязательного выполнения, *- задания повышенной сложности **- задания на эрудицию. Таким образом, решается задача разноаспектного анализа текста, который предусматривает разноуровневую подготовку учащихся. Комплексный анализ текста по теме: “Фонетика” (10-11-й класс)
Задания к тексту: 1. Озаглавьте текст. Баловать, кремень, мастерски, кухонный, заплесневеть, начата, звонит, крапива, ржаветь. *Чем барельеф отличается от горельефа? ** В каких произведениях русской классики вы могли бы встретить подобный текст? Комментарии. Фонетика занимает особое место среди лингвистических дисциплин, так как имеет дело с материальной стороной языка, с звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного смыслового значения. Поэтому нельзя забывать, что теоретические сведения по фонетике должны быть тесно связаны с практическими заданиями, только тогда фонетика поможет овладеть литературными нормами, в частности, произношения: “Без обязательности норм литературный язык не может существовать и успешно выполнять коммуникативную функцию”(Панов В.М. Современный русский язык. Фонетика.М.,1979, с.34). Многократно обращаясь к теоретической фонетике: классификации гласных и согласных (например, чтобы усвоить правильное написание приставок, оканчивающихся на з-,с-,необходимо помнить согласные, которые являются всегда глухими или всегда звонкими),определение сильной и слабой позиции гласных и согласных (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова),смыслоразличительной функции фонем (посидеть и поседеть), транскрипции, правил употребления вариантов произносительных норм, можно сформировать навык грамотного письма и правильного произношения и словоупотребления. Начиная с 5 класса нужно периодически включать задания по орфоэпии и постановке ударения , таким образом отрабатывая навык грамотной речи и облегчая подготовку к ЕГЭ. Некоторые задания на ЕГЭ выходят за рамки школьного учебника , в частности ,слова с иноязычными приставками: ад-,суб-,об-,ин-,интер- и др. Поэтому в 11 классе можно в текст включить слова, вызывающие затруднения. Комплексный анализ текста по теме “Словообразование” (10-11-й класс).
Задание к тексту: 1.Сформулируйте основную мысль текста. *Вставьте пропущенные буквы и разберите по составу слова : Ин…екция, об…ём, ад…ютант. **Запишите фразеологизм со словом “мириады”. Комментарии: Словообразовательная система русского языка тесно связана с другими его уровнями - лексикой и грамматикой. Связь словообразования, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Словообразование, необходимая составляющая в формировании орфографических навыков, незаслуженно забытая, в школьной программе отодвинуто на второй план. Бесспорно ,весь потенциал словообразования помогает в решении обсуждаемой проблемы: подбор однокоренных слов помогает расширять лексический запас школьников; зная значение морфем, ученик избежит множества ошибок (-чик- -щик- принадлежность определённой профессии, приставки пре-,при-, иноязычные приставки, требующие постановки Ъ:ин-,ад-,суб-,меж-,пан и др.); Делая морфемный и словообразовательный анализ, учащиеся учитывают не только значение слова, но и значение конкретной морфемы, таким образом, в область повторения постоянно включаются теоретические сведения по морфологии. Комплексный анализ текста по теме “Морфология” (10-11-й класс).
Задание к тексту: 1.Какова тема данного текста? *Укажите неверное объяснение написания слова:
**Кто такой лорд Честерфилд и почему он писал своему сыну письма, отрывок из которого вы анализировали? Комментарии: морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. В.В.Виноградов назвал морфологию “грамматическим учением о слове”. Умение производить морфологический анализ (разбор слова как части речи) также позволяет избежать многих ошибок, так как многие орфографические правила требуют понимания отличительных признаков одной части речи от другой. Например, суффиксы –чив-,-лив-,ист- не вызовут затруднения, если ученик без труда назовёт часть речи (прилагательное),для которой эти суффиксы характерны. Различая отглагольные прилагательные и причастия , школьники быстрее усваивают правописание одной и двух н. В задания по морфологии можно включать не только морфологический разбор слов, но и задания по орфографии( вставить пропущенные буквы, найти варианты, где пишется Ь),по нормам формообразования. Комплексный анализ текста “Синтаксис и пунктуация” (11-й класс)
Задание к тексту: 1.Определите стиль и тип речи. * Составьте словосочетания по типу управления с данными словами: гарантия, винить, горевать. ** Составить минитексты со словосочетаниями : заслужить награду, неверие в победу, памятник неизвестному солдату, памятник скульптора, удостоить награды, удостоить вниманием. ***Назовите произведения И.Бунина, посвящённые русской природе. Комментарии: поскольку предметом синтаксиса является слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, то необходимо рассматривать этот раздел в тесной связи с лексикой и морфологией. Морфологические единицы реализуются в речи через словосочетание и предложение. Исходя из теории В.Виноградова о многоаспектном подходе к предложению можно предположить, что комплексный анализ текста помогает научить не только правильно расставлять знаки препинания, но способствовать развитию грамотной речи. Так, разбирая словосочетание и определяя тип связи, ученики овладевают нормами литературного языка. Особую сложность, например, создаёт управление как вид связи (гордость за подругу- гордиться подругой), включая в задания определённый минимум слов с трудным управлением, можно исправить ошибки в речи учащихся. С данными словами (абонемент на что, биться над чем и с чем, заверить что и в чём, готовить что-то, к чему и для чего, долг кому и перед кем ит.д.) можно построить словосочетания или включить их в текст на заданную тему. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |