Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Роль местоимения в речи", 9-й класс (для специальных коррекционных школ VIII вида)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1335 Медведева Татьяна Владимировна, учитель русского языка 1. Орг. момент. 2. Ход урока. 1 этап урока Шагая по виртуальной лестнице, мы поговорим о роли местоимения в речи. Наш сегодняшний урок посвящен такой части речи как “местоимение”. Мы поговорим о “Местоимении-загадке”, “Местоимении-помощнике”, “Местоимении-характеристике”. Вы, ребята, уже знакомы с данной частью речи. Что же такое “местоимение”? (ответы учеников по таблице). Итак, в русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, его признак, не называя их. (Зачитывают по учебнику, какую часть речи может заменить местоимение). Поэтому каждое МЕСТОИМЕНИЕ - ЗАГАДКА. Прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе. Работа в тетрадях. Учащиеся записывают текст в тетрадях, определяют какое слово заменяет местоимение. Ниже текста выписывают по образцу, соотнося предмет разговора и соответствующее ему в тексте местоимение. Один ученик работает на доске. Карточка №1. Мы были уверены, что огонь путает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в Проверка выполненного задания на доске. 2 этап урока. МЕСТОИМЕНИЕ - ПОМОЩНИК. В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов в своём рассказе. Учитель указывает на словарные слова, которые встречаются в тексте {дрессировка, наперегонки, команда/указать на многозначность данного слова/) Работа по карточкам №2. Мой Джек В прошлом году на день рождения ... подарили щенка. ... назвал ... Джеком. Теперь ... подрос, превратился в красивого пса. Джек - восточноевропейская овчарка, он очень красив. Все овчарки похожи, все ... умны и хорошо поддаются дрессировке. У Джека свой характер. ... любит встречать ... после школы, радуется как маленький, лижет ... лицо. На улице мы с ним играем наперегонки, играем в “принеси палку”, боремся. Джек знает много команд и охотно выполняет .... Правда, ... не любит команды “Нельзя!”. Но это нужная команда - иначе собака будет хватать на улице всякую гадость. Обожает команду “Апорт!”, потому что с детства любит всё приносить. Джека любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья. МНЕ, Я, ЕГО, ОН, ОНИ, МЕНЯ, ОН, МНЕ, МЫ, С НИМ, ОН, ИХ, ОН. Проверка текста вслух. (Учащиеся прослушивают звукозапись прочтения текста учителем, соотнося со своими записями). После работы с текстом, учащиеся отвечают на вопрос учителя: - Какие типы речи вы знаете? (повествование- что произошло?, описание-какой?, рассуждение- почему?). - К какому типу речи относится данный текст? - По каким выражением, предложениям можно определить тип речи-описание? Учащиеся делают вывод по данному этапу урока с помощью учителя. 3 этап урока. МЕСТОИМЕИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА. Вывешивается на доске местоимение СЕБЯ. Есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылами фразами. Попробуем дать характеристику человеку по данным выражениям. На доске:
Карточка №3
Учащиеся пытаются соотнести фразеологизм и описание данного выражения. 4 этап урока. Домашнее задание. Подробно разбирается текст с возможными вариантами замены повторяющихся местоимений существительными. Прочитайте текст. Разберитесь, кто что делает. Замените местоимения подходящими по смыслу словами. Шёл я с пёсиком берегом реки. Вдруг в воде шумно плеснулся бобёр. Шарика взял азарт. Он кинулся в воду. Он вызов принял, развернулся и торпедой понёсся на него. Только сблизились, он носом стал таранить его и окунул с головой. Он подобного не ожидал. Трясёт башкой, а сам к берегу. А он выполнил свою задачу и ушёл на дно. Вывод: Каждый человек хочет говорить красиво, изъясняться так, чтобы собеседник в полной мере понял, о чем хотели ему сказать. Мы все желаем, чтобы наша речь была наполнена образными выражениями, которые мы можем составить и с помощью местоимений. Вывод по уроку: Итак, ребята, шагая по виртуальной лестнице, мы поняли, что местоимение в нашей речи играет активную роль. Оно для нас и загадка, и помощник, и характеристика. Подведение итогов урока, выставление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |