Преподавание литературы Урок по литературе Красноярского края (с использованием ИКТ)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 866 Ахаева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы; Глушкова Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы; Колупаева Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся понять нравственную проблему рассказа «Чужой», идею произведения, выявить авторскую позицию, проанализировать художественное произведение; научить вступать в диалог с писателем (на основе художественного текста); учить сопоставлять, сравнивать (эпизоды, героев, поступки персонажей) и делать выводы; работать со словом; научить прогнозировать поступки героев. Развивающие: развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление; навыки устной речи, формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края. Воспитательные: воспитывать в учащихся чувство сотрудничества, уважения к друг другу ( работа в группах); воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей Красноярского края. Ход урока 1.Урок начинается с кратких биографических сведений о писателе И.И.Пантелеева (на слайдах). Учитель очень коротко знакомит учащихся с его биографией и говорит о том, кто является главными героями рассказов И.И.Пантелеева. 2. Коллективное разгадывание кроссворда «Отгадай ключевое слово». Вопросы кроссворда связаны с основными событиями и главными героями рассказа «Чужой». Учитель сначала зачитывает определённый отрывок из рассказа, в котором говорится об определённом событии или персонаже, а потом задаёт вопрос. Использование кроссворда помогает детям быстро проверить свои знания по содержанию художественного произведения. Кроссворд оформлен на слайдах. Ключевым словом является слово «чужой». Отгадывание этого слово позволяет перейти к работе со словом (лексическое значение, синонимы) и к следующему этапу урока. 3. Обращение к тексту рассказа. Чтение учителем отрывка из произведения. В этом отрывке звучит слово «чужой», так называет себя главный герой рассказа. 4. Создание проблемной ситуации. Ребятам предлагается подумать о том, чего не понимает главный герой рассказа.
Ребята высказывают свои мнения, и в ходе рассуждений формулируется проблема рассказа и тема урока «Что не так у взрослых и поэтому не так в жизни у Лёньки, по мысли Пантелеева, в рассказе «Чужой»?» 5. - А о каких взрослых мы с вами будем говорить? Учащиеся определяют взрослых героев рассказа: отчим, баба Вера, Ливаниха, Ефрем Евсеич, Леонтьич, Люся. - Кто из этих героев является родственниками Лёньки, а кто нет? После ответа на этот вопрос формируются три группы персонажей. 1 группа: отчим и баба Вера 2 группа: Ефрем Евсеич и Ливаниха 3 группа: Леонтьич и Люся 6. Работа в группах. Ребятам предлагается выбрать тех персонажей, с которыми они будут работать в группах (учащиеся распределяются на три группы, каждая из которых будет работать над своими героями). Группы получают общее задание: оценить поступки взрослых людей по отношению к Лёньке. Это задание касается анализа эпизодов, характеризующих поступки и действия героев произведения. На работу в группах отводится 5 минут с учётом того, что текст рассказа детьми прочитан дома. 7. Выводы по работе в группах. Каждая группа, отвечая, даёт оценку поступкам определённых героев по отношению к Лёньке и делает вывод. Перед каждой формулировкой общего вывода по группе возвращаемся к проблеме рассказа, которая была у нас сформулирована как тема урока (слайд) «Что не так у взрослых и поэтому не так в жизни у Лёньки, по мысли Пантелеева, в рассказе «Чужой»? На отдельных слайдах зафиксированы выводы по работе каждой группы. Группа 1:
Группа 2:
Группа 3:
- Так неужели у всех взрослых всё не так? - Неужели все жестоки, равнодушны и безучастны? Ребята обращают внимание на то, что среди взрослых героев рассказа есть те, кому Лёнька небезразличен (3 группа). 8. Работа с финалом рассказа. Учитель зачитывает финальную сцену рассказа и просит ребят обратить внимание на знак препинания, который ставит автор в конце рассказа. Это многоточие. Учащиеся делают вывод, что рассказ не закончен. Ребятам предлагается подумать над вопросом: что должны были сделать взрослые, чтобы Лёнькина жизнь сложилась по-другому (слайд)? Учащиеся в течение нескольких минут прогнозируют поступки взрослых героев рассказа.
Ребята ещё раз обращают внимание на то, что не все взрослые оказались равнодушными к судьбе ребёнка. Люська и Леонтьич не остаются безучастными, стараются хоть как-то помочь Лёньке. - Так значит не всё так плохо, значит всё зависит от каждого человека, от каждого из нас. - Каким чувством должны руководствоваться люди по отношению друг к другу? Ребята перечисляют: дружба, внимание, помощь, поддержка и т.д. Но главным, конечно, среди перечисленного будет любовь. - А рядом с вами есть люди, которые любят вас, которых любите вы? (ответы учащихся) 9. Итог урока. Учитель говорит о том, что «хорошо, когда рядом есть человек, которого любим мы и который любит нас» и цитирует афоризмом Ф.Э.Дзержинского: «Ребёнок умеет любить того, кто его любит,- и его можно воспитывать только любовью». Выводится слайд с афоризмом и звучит «Песенка Мамонтёнка». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |