Преподавание литературы Любовная лирика А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1179 Боровкова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна». Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью). Ход урока 1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…» Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…». Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу). Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями. Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен. Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…». Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения. Анализ стихотворения. Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести) На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.) Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.) 1 строфа. Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье») 2 строфа. Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».) 3 строфа. Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».) 4 строфа. О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.) 5 строфа. Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.) 6 строфа. Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.) Сформулируйте основную мысль стихотворения . (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.) Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.) И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики. Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением. Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.) Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный». Выразительное чтение стихотворения двумя учениками. 2. Стихотворение «Мадонна» Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено. Ученик читает выразительно наизусть стихотворение. Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.) Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская». Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.) Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.) Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.) Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской. Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».) Обратите внимание на уточнение «без ангелов». Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.) Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей. Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.) Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.) Что значит «ниспослал»? (Подарил.) Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.) Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери. Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине. Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше. По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности. Сколько строк в стихотворении? (14 строк.) Сколько строф? (4 строфы.) В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? ( а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? ( а – б – а – б: перекрёстная.) По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? ( По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.) В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.) Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.) 3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях «Я помню чудное мгновенье…» (1825) Тема и жанр: любовная лирика. Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения. Выразительные средства:
«Мадонна» ( 1830) Тема и жанр: любовная лирика. Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье. Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая. Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы). 4. Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |