Преподавание русского языка
Урок по теме: "Определение", 5 класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1445
Жукова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы Тема: Определение. Цель: 1. Познакомить ребят с понятием “определение”, со способами выражения определения в предложении, со способом согласования существительного и определения. 2. Развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи. 3. Прививать детям любовь к родному языку. Ход урока: - Организационный этап.
- Проверка домашней работы, актуализация опорных знаний и умений. Проанализировать предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты.
- Всесторонняя проверка знаний.
Работа у доски по карточкам. Задание 1. Списать предложение, сделать морфологический разбор выделенного слова. В ярком золоте день утопает. Задание 2. Списать предложение, сделать морфологический разбор выделенного слова. Смолкла лебединая перекличка. Фронтальный опрос. - Какой раздел науки о языке мы изучаем? - Что такое синтаксис? - Что такое предложение? - Какие предложения по цели высказывания вы знаете? - Какие предложения по интонации вы знаете? - Что такое грамматическая основа предложения? - Расскажите о двусоставных и односоставных предложениях. - Назовите второстепенные члены предложения. Проверка работы у доски. Дополнительные вопросы: Что такое дополнение? Чем выражено дополнение в предложении? - Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Ученикам предлагается два текста. Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром. Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром. - Какой текст дает вам более подробную информацию? Когда мы в речи используем определения, она становится красивее и богаче. - Усвоение новых знаний.
Задание: Синтаксический разбор предложения. Ученики должны сделать вывод, что определение в предложении выражается прилагательным. На голых ветках деревьев кричат сонные грачи. - Работа с учебником. Страница 73 (выучить правило). ОПРЕДЕЛЕНИЕ Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. | Сведения опережающего характера. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Согласованные | Несогласованные | Согласованные определения – согласуются с существительным, от которого они зависят в роде, числе и падеже. Дождевая капля упала в воду. Капля дождя отвесно упала в воду. Вывод: Определения чаще всего в предложении выражены прилагательным, но могут быть выражены именем существительным. - Первичная проверка понимания изученного.
Что называется определением, привести свои примеры. - Закрепление новых знаний.
- Работа с учеником. Упражнение 172 (11).
- Прочитать текст, озаглавить, найти и выписать словосочетания: существительное + прилагательное.
Ласковая осень, сухие листья, мертвая трава, горький запах. (Шести ученикам дать задание: разобрать словосочетание.) - На какой вопрос отвечает определение? - К какому члену предложения относится определение? ФИЗ. МИНУТКА. Звучит музыка, на ее фоне слышны голоса птиц. Словарная работа. Тест на знание лексического значения слова. Работа дает возможность расширить лексикон учащихся. - ИЗУМРУДНЫЙ
а) сделанный из драгоценного камня ярко-красного цвета; б) сделанный из драгоценного камня голубоватого цвета; в) сделанный из драгоценного камня ярко-зеленого цвета. - МГЛИСТЫЙ
а) затянутый дымом, туманом; б) имеющий запах меда; в) мрачный, угрюмый. - БАГРОВЫЙ
а) цвет сирени; б) красный цвет густого, темного оттенка; в) розоватый оттенок. Ответы: 1) в, 2) а, 3) б. Работа по картине. Задание: Опишите картину, используя определения. Можете использовать слова, лексическое значение которых мы повторили. Вывод: Что придают определения тексту? (Яркость, образность описания) - Инструктаж о выполнении домашнего задания § 29, упражнение 175 (по заданию) или описать понравившуюся вам картину, используя определения.
- Подведение итогов урока. Работа с сигнальными картами.
ВОПРОСЫ: - Определение – это главный член предложения?
- Определение – это второстепенный член предложения?
- Определение отвечает на вопросы косвенных падежей?
- Определение отвечает на вопросы: какой? Чей?
- Определения обозначают признак предмета?
- Определения могут быть выражены именем прилагательным?
- Определения могут быть выражены именем существительным?
- Определения делятся на согласованные и несогласованные?
- Согласованные определения согласуются с существительным в роде, числе и падеже?
- Определения в предложении подчеркиваются волнистой линией?
Оценить работу класса и отдельных учеников.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|