Преподавание русского языка Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации. Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 966 Урывская Надежда Петровна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний. Цели урока:
Оборудование: таблички с названиями команд, карта-схема путешествия, карта-таблица успехов, эмблемы, карточки с заданиями, жетоны. Подготовка к проведению урока: Заранее объявляется, что урок будет необычным. Класс делится на 4 команды, выбираются капитаны. Каждая команда представляет свою эмблему, отражающую название. Парты расставляются для работы в группах: по две вместе. В каждой команде 6 учащихся разных учебных возможностей. После того, как объявлено путешествие в Страну Синтаксиса и Пунктуации, команды должны к нему подготовиться. Этапы игры-путешествия1 этап. “Подготовка к путешествию” Вопросы командам:
(За каждый правильный ответ команда получает жетон). 2 этап. “Неизвестная планета” (виды словосочетаний) У каждой команды на столе рисунок с изображением пустых домиков. Учитель: - Чтобы поселить в домики “жильцов”, вспомните виды словосочетаний. Путешествие будет продолжено, когда вы правильно распределите словосочетания по группам: удивительная картина, раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу, объединиться в группы, далекий горизонт, долина реки, приближаться к реке. (учащиеся записывают именные и глагольные словосочетания). (Ученики-лаборанты проверяют правильность выполнения и на “Карте-таблице путешествия” вывешивают результаты.) 3 этап. “Веселая семейка”. (Простое предложение) Учитель: - Помогите семейке собраться вместе, а для этого составьте предложение и разберите его по членам предложения. Составь предложение: 1) Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в И. п., ж. р., ед. ч. 2) Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом. Взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее. 3) Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван. 4) Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство. 4 этап. “Бурная река”. (тире между подлежащим и сказуемым) Учитель: - Впереди новое препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого вспомнить, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Каждая команда получает карточки с заданием). Задание: необходимо выбрать те предложения, где ставится тире: 1) Радостна шумна и пахуча весна. 2) Гранит прочный камень. 3) Вышла на край леса волчица. 4) Небо чистое. 5) Земля наш общий дом. (проверяют ассистенты) 5 этап. “Гостеприимный хозяин”. (Обращение и знаки препинания при нем) Учитель: - На берегу нас встречает гостеприимный хозяин, а зовут его “Обращение”. Составьте предложение с обращением, используя вежливые слова. (проверяют ассистенты) Привал. (физ. минутка) - Послушаем пение птиц и отдохнем (аудиозапись). 6 этап. “Неприступный Замок”. ( Роль союза и в предложении) Учитель: - Наконец-то мы дошли до замка. Но замок окружен рвом, наполненным водой. Вы видите: в нем “тонут” простые и сложные предложения. Поможем им. Чтобы их вытащить, надо вспомнить, какова роль союза и в предложении? (команды получают карточки с заданиями: 1) Найти простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены. 2) Найти сложные предложения. Примеры предложений: 1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. 2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины 3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья. 4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. 5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. 6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер. (проверяют ассистенты) 7 этап. “Ключ к Замку”. (Виды сложных предложений) Учитель: - Вот мы и у ворот Замка. Но ключ – в следующем задании: составьте из двух простых предложений сложные: сложносочиненное и сложноподчиненное (команды получают карточки с заданиями) 1). Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом. 2). Небо заволокло тучами. Началась гроза. (проверяют ассистенты) 8 этап. “Подведение итогов” Комментирование заполненной карты, определение лучшей команды. Учитель благодарит всех за приятное путешествие. “Карта-таблица” выглядит так:
Результаты отмечаются жетонами разного цвета:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |