Преподавание русского языка
Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний. (Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Разбор слова по составу")
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1026
Грищенко Алла Ивановна, учитель русского языка и литературы Тема урока. Разбор слова по составу (обобщение по теме "Состав слова"). 6-й класс. Цели урока: научить детей правильно и последовательно разбирать слова по составу; закрепить у учащихся умение образовывать разные слова при помощи приставок и суффиксов, подбирать однокоренные слова; воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, чувство юмора, артистизм. Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Тема высказывания: Если знаешь части слова, То напишешь их толково. Оборудование: 1) иллюстрированные карточки для индивидуального задания; 2) опорные иллюстрированные таблицы; 3) иллюстрации животных; 4) рисунок "Части слова". Ход урока. I. Объяснение темы, цели урока. 1. Запись в тетрадях темы. 2. Слово учителя: Сегодня, ребята, все части слова пришли к нам на урок. Мы знакомились с ними, слушали о них сказки, сами сочиняли о них истории. Мы их часто путали, они всё время ссорились. Сегодня мы должны их помирить. Обобщить всё, что мы выучили по теме "Состав слова". А ещё наша задача - закрепить умение правильно разбирать слова по составу. Как в детстве мы разбираем и собираем игрушку, пытаясь понять, из чего она состоит, так и мы будем разбирать слова по составу. II. Проверка домашнего задания. 1. Инсценированная сказка "О Корне, Приставке, Суффиксе, Окончании". Автор: Ребята, мы вам покажем сказку, а вы, просмотрев её, должны выполнить задание: в два столбика выписать как можно больше слов, которые скажут Суффикс и Приставка, и выделить в них эти части слова. В Грамматическом царстве, Орфографическом государстве жили-были части слова: старый, грозный господин Корень, его ещё называли Корном, за ним всегда следовал услужливый мистер Суффикс. (Медленно заходит Корень, кланяется, за ним семенит Суффикс, несёт стульчик). Суффикс: Дорогой Коренёк, вы бы сели на пенёк. У вас устали ножки, вы долго шли по дорожке. Автор: Не отставали от них всегда весёлое Окончание и самая сварливая и приставучая приставка - графиня Приставка. (Идёт Приставка, ругается и обгоняет Окончание). Приставка: Подождите, подождите! Вы опять меня обошли, перешли, обогнали, перегнали! Я должна быть первой! Я самая красивая! Я самая умная! Все (хором): Что?! Автор: Ой! Что тут началось! (Все пытаются встать первыми в ряд, ругаются. Вбегает Основа). Основа: Стоп! Стоп! Ну разве можно так шуметь. Ведь на вас смотрят ребята. Я Основа, вы все вместе одинаково родные и дорогие мне. А вместе с окончанием мы - сила! (Говоря эти слова, Основа строит всех по порядку: Ребята, давайте скажем заветные слова и никогда не будем ссориться. Все (хором): Давайте жить дружно! Основа: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! Автор: Вот и сказке конец. 2. Чтение учащимися выполненного задания по просмотренной сказке: Коренёк подождите пенёк обошли ножки перешли по дорожке обогнали перегнали 3. Повторение правила "Чередование звуков в корне слова" с использованием иллюстрированной опорной картинки и слов из сказки: ножке - нога; дорожке - дорога. 4. Повторение темы "Однокоренные слова и формы одного и того же слова" с использованием иллюстрированной опорной картинки: (2 - вертолёт, вертолётчик - однокоренные слова; 2а - вертолёт, вертолёта и т.д. - формы одного и того же слова). 5. Индивидуальные задания (выполняют 5 учеников, один - у доски). Учитель: Сегодня у нас необычные карточки. Это целый поезд с заданиями. Если вы правильно их выполните, мы узнаем, что хочет сказать нам машинист этого поезда. (Ученики отрывают себе вагончик с заданием). 6. Работа с классом. Повторение орфограммы "Правописание Ъ и Ь" с использованием иллюстрированной опорной таблицы: Задание: 1) вставьте пропущенные буквы; 2) фонетический разбор слов: съел, пьеса. 7. Проверка выполненного задания. Учитель: Теперь мы можем прочитать, что нам хотел сказать машинист поезда: Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка - впереди. Теперь смело открываем учебник, читаем параграф. III. Закрепление знаний, умений, навыков учащихся. 1. Работа с учебником. Чтение образца устного разбора слова по составу. 2. Зрительный диктант. Учитель показывает картинки животных, ребята записывают образованные слова (детёнышей животных), выделяя суффиксы. Лев - львёнок, медведь - медвежонок, слон - слонёнок, петух - петушок (цыплёнок), кот- котёнок, зайчик - зайчонок, белочка - бельчонок, лиса - лисёнок, конь - жеребёнок, собака - щенок, корова - телёнок. 3. Словарный диктант по сигнальным карточкам. Составить и записать по 2 слова по данным схемам 4. Конкурс "Кто быстрее". Задание: составить и записать как можно больше однокоренных слов от корней -вод- и -лов-. IV. Объяснение домашнего задания. 1. Повторение орфограммы "Правописание безударной гласной (проверяемой и непроверяемой) в корне слова" с использованием иллюстрированных опорных картинок: 2. Подведение итогов урока. Творческое задание: придумай название к картинке или напиши сочинение-миниатюру по картинке: Дополнительный материал к уроку. 1. Игра "Четвёртый лишний": 1) гореть, сгореть, горевать, обогреть; 2) пахать, пахучий, пахнет, запах; 3) вода, водитель, водный, водянка; 4) столик, столетие, столовая, застольная. 2. Стихотворные шарады. 1) Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же - в дневнике я и в журнале. 2) Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе - на темы различные пишешь.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|