Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Встреча с удивительными людьми. 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Встреча с удивительными людьми. 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 842

Ильченко Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы

Урок сопровождается презентацией (Приложение 1. Слайд 1)

Цели:

  • Познакомить учащихся с творчеством талантливых людей.
  • Показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к необычному, свое восприятие окружающей действительности.
  • Вызвать у обучающихся потребность развивать собственные творческие способности.

ХОД УРОКА

– У нас сегодня необычный урок – урок-сюрприз. А что такое сюрприз? (Ответы детей)

– В словаре русского языка можно прочитать: (Приложение 1. Слайд 2)

Сюрприз – неожиданный подарок, неожиданное обстоятельство.

– Я, надеюсь, что встреча с людьми, о которых я хочу рассказать сегодня, будет для вас сюрпризом, приятным подарком.

– Ребята, сейчас вы услушите голос, который в 50-60 годы прошлого столетия поразил всех своей изумительной чистотой и красотой.

Встреча №1. (Приложение 1. Слайд 3)

Звучит «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти. (Приложение 2)

– Это голос итальянского мальчика Робертино Лоретти.

Рассказ учителя (или заранее приготовленного ученика)

Робертино Лоретти родился в бедной многодетной семье рабочего. Когда он был ребенком, его случайно услышал его будущий продюсер, который понял, что голос этого ребенка должен слышать весь мир. И благодаря этой счастливой случайности, имя Робертино Лоретти яркой звездочкой вспыхнуло на небосклоне эстрады 60-х годов прошлого века. В переходный возраст нежный голос Робертино изменился, потому что ему очень часто приходилось петь, его голос использовали для наживы.
Но и сейчас певец радует своих поклонников. Несколько лет назад он приезжал в Москву. Этот человек преклонного возраста до сих пор для людей того времени ассоциируется с мальчиком, чей голос покорял миллионы.

– Прежде, чем вы снова услышите его голос, возьмите ручки. Будьте готовы записать эпитеты, сравнения, метафоры, передающие ваше впечатление от этого пения. Они помогут вам при выполнении домашнего задания.

(Приложение 1. Слайд 4)

В исполнении Лоретти звучит «Санта Лючия». (Приложение 3)

Работа учеников в тетради.

(Приложение 1. Слайд 5) На слайде – роза.

Встреча №2.

Тихо звучит музыка (Приложение 4), на ее фоне учащиеся читают стихи Ники Турбиной (на партах – листы со стихами)

– Понравились вам стихи? Чем? Каким вы представляете себе автора? (Беседа с учениками)

(Приложение 1. Слайд 6)

Зачем, когда придёт пора,
Мы гоним детство со двора?
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть мы радость дней?
Спешим расти, и годы все
Мы пробегаем, как во сне...
Остановись на миг, смотри –
Забыли мы поднять с земли
Мечты об алых парусах,
О сказках, ждущих нас впотьмах...
Я по ступенькам, как по дням,
Сбегу к потерянным годам,
Я детство на руки возьму
И жизнь свою верну.

– Эти стихи написала девочка Ника Турбина в восемь лет. Ее стихи рождались в том возрасте, когда дети только учатся читать.

(Приложение 1. Слайд 7)

– Давайте вернемся к ее стихам. Чтение стихов.

Что останется после меня,
Добрый свет глаз или вечная тьма?
Леса ли ропот, шёпот волны
Или жестокая поступь войны?
Неужели я подожгу свой дом,
Сад, который с таким трудом
Рос на склоне заснеженных гор,
Я растопчу, как трусливый вор?
Ужас, застывший в глазах людей,
Будет вечной дорогой моей?
Оглянусь на прошедший день –
Правда там или злобы тень?
Каждый хочет оставить светлый след…
Отчего же тогда столько чёрных бед?
Что останется после тебя,
Человечество, с этого дня?

Беседа с детьми.

– Подумайте, чем отличается поэзия от разговорной речи, от прозы.
– Какие темы затрагивает в своих стихах Ника? Волнует ли вас то, о чём пишет Ника?

(Приложение 1. Слайд 8)

– Ника добилась больших успехов, она – автор поэтического сборника «Черновик», вышедшего в издательстве «Молодая гвардия», участник XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Лауреат международного поэтического фестиваля в Италии, где издана в переводе ее книга.

Встреча №3.

(Приложение 1. Слайд 9)

– Вот еще одна девочка, чей уникальный дар, уверена, поразит вас – Надя Рушева. Она умерла в 17 лет, но успела оставить после себя более десяти тысяч рисунков.
– С чего все начиналось?

С милых детских рисунков на темы сказок и балета.
В дружной семье Рушевых царила атмосфера благоговейного отношения к искусству (родители Нади – Николай Константинович Рушев – театральный художник, Наталья Дайдаловна Ажикмаа – прима Тувинского балета).
Отец специально подбирал для Нади книги для чтения. С раннего детства и до последних дней девочка любила, когда папа читал ей вслух, и эти домашние чтения нередко рождали импровизации – на бумаге возникали любимые герои.
Воспоминания писателя А.И.Гессена: «На 95-м году жизни своей я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей книгой «Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать рисунками самого поэта, но до двадцати лет Пушкин не рисовал! Я дал ей прочитать рукописи глав «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила, подумала несколько минут, потом сказала: «Попытаюсь». Через месяц мы снова встретились. В ее папке лежало более семидесяти рисунков!»

(Приложение 1. Слайд 10)

Пушкиниана Н. Рушевой.

(Приложение 1. Слайд 11)

– Иллюстрировала Надя и такие серьёзные книги, как «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Беседа с детьми о романе: что знают об этом произведении.

– Что вы понимаете, глядя на иллюстрации. Что помогает это понять?

(Приложение 1. Слайд 12)

– Есть у Нади илюстрации к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это роман о верной, преданной любви. Вот такими Надя увидела влюбленных – Мастера и Маргариту.
– Что рассказала она нам своими рисунками?

Встреча №4.

(Приложение 1. Слайд 13)

– Наша школа тоже богата талантливыми людьми. Есть среди наших выпускников и поэт, член Союза писателей России, Татьяна Агапова. Сейчас она живёт и работает в Мурманске.

(Приложение 1. Слайд 14)

– Первые публикации ее стихов относятся к 1988г. Они вошли в коллективный сборник «Приобщение», который вышел в Мурманске.

– Сомнений не надо,
сомненья не лечат.
Не надо мучений –
они искалечат.
– Но как же иначе,
мой добрый учитель?
Иначе-то как же?
Ну что вы молчите?

– О чем это стихотворение? (Беседа с детьми.)

– Жизнь полна не только приобретений и радостей, в ней много огорчений, будут и потери. И нужно научиться находить силы преодолевать неудачи. Где найти силы? Обратимся к стихам Т. Агаповой. Как она отвечает на это вопрос?

(Приложение 1. Слайд 15)

Ну вот и всё,
окончен бой,
окончен бой за нас с тобой.
Счет не побед,
а счет потерь.
И вдвое меньше нас теперь.

(Приложение 1. Слайд 16)

– В ее первой персональной книге «Акварель», которая вышла в 1992-м году, есть стихотворение

В Михайловском

Средь Ваших сосен и дубрав
для праздных слов глухонемею.
Под заговор волшебных трав
бреду к Той липовой аллее.
Душа, как странник, долгий путь,
ему назначенный, свершая,
сюда прибудет отдохнуть,
в дорогу силы умножая.

– Есть ли в нем ответ на вопрос, который стоял перед нами?

– А вот еще одно стихотворение из сборника «Акварель»

(Приложение 1. Слайд 17)

Новогоднее

В волшебном смешенье
надежды, сомненья…
Всё ближе к полуночи
снега круженье,
где елка сверкает
влетевшей жар-птицей,
и светятся детством
усталые лица.
С согласием хора
звучит ожиданье
в звонках и шагах,
голосах и молчанье.
И год – позади,
так присядем с дороги…
Но полночь пробило –
мы вновь на пороге…

– Как вы поняли его?

Беседа с детьми.

Итог урока:

– Урок подходит к концу, но не заканчивается. Так почему же он назывался «урок-сюрприз»? (Ответы учащихся)

– Сегодня, надеюсь, я преподнесла вам сюрприз, а следующий урок – ваш сюрприз: ваши рисунки, стихи, рассказы и т.д.

(Приложение 1. Слайд 18)

Творчество учеников

– Среди вас тоже есть талантливые люди. Но некоторые, думаю, пока не догадываются об этом. А нужно просто поверить в себя, в свои силы.
– Перед вами творческие работы ученииков нашей школы. Прочтём их.
– Понравились ли вам стихи?

(Приложение 1. Слайд 19)

Стихи-шутки от пятиклассников.

НАША АНЯ, КАК ЮЛА,
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ТУДА-СЮДА
ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ,
КАК ВЕСЁЛЫЙ МЯЧИК.

ЧТОБЫ С ГОЛОДУ НЕ ВЫПАЛИ УСЫ,
КОТУ НЕОБХОДИМ КУСОЧЕК КОЛБАСЫ.

ПОДАРИЛИ КОШКУ МАШУ.
БУДЕМ МЫ ВАРИТЬ ЕЙ КАШУ.
КОШКА НАША КАШУ СЪЕСТ
ЗА ОДИН ТОЛЬКО ПРИСЕСТ.

У АРТЁМА ДВА КОЛА.
ОН ИХ КОПИТ ПРЯМ С УТРА.

СПОЗАРАНОК МАША ВСТАЛА.
НЕ ОТКРЫВ ГЛАЗА, УПАЛА.

– В 6 классе, изучая наклонения глагола, ученикам было дано задание написать небольшой текст, используя глаголы условного наклонения. Текст должен был начинаться словами «Если бы я был …» Некоторые решили сделать это в стихах. Вот что получилось.

(Приложение 1. Слайды 20-21)

ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПРЕЗИДЕНТОМ,
ПОМОГАЛ БЫ ВСЕМ ВОКРУГ.
ВСЕ МЕНЯ БЫ УЗНАВАЛИ,
В САМОЛЕТЫ ПРОПУСКАЛИ.
ЗНАЛ БЫ Я И ДЖОРДЖА БУША,
И ВИТЬКА С ТОГО ПОДЪЕЗДА …
ВСЕМ ДЕТИШКАМ ПОМОГАЛ,
БОЛЬШОЙ РАДОСТИ ЖЕЛАЛ.
НО Я ЕЩЕ МАЛОЙ ПАЦАН,
ПРЕЗИДЕНТОМ Я НЕ СТАЛ…

Саша К., 6 класс

ЕСЛИ Б Я БЫЛ ОЛИГАРХОМ,
Я БЫ ДЕНЕЖКИ ИМЕЛ.
Я Б «РЕАЛ МАДРИД» КУПИЛ,
Я БЫ АКЦИЙ НАКУПИЛ.
НА РУБЛЕВКЕ Я БЫ ЖИЛ,
САМОЛЕТ БЫ СВОЙ КУПИЛ.
Я БЫ БАНК ПОСТРОИЛ ВРАЗ
И СЛЕТАЛ БЫ НА КАВКАЗ,
НА ТАИТИ, НА ГАВАИ …
ЖАЛЬ, ЧТО ЭТО ВСЕ МЕЧТЫ!

Гриша В., 6 класс

– На уроке развития речи по теме «Чувства» было дано задание: написать сочинение «Я был в лесу листом». Работы были разные: прозаические, стихотворные. Вот некоторые из них.

(Приложение 1. Слайд 22)

Я был в лесу листком,
Частичкой дерева лесного.
Я любовался днём и вечерком
Дождём и лучом солнышка большого.
Я радовался каждому мгновенью,
И это придавало вдохновенье.
Мечтал о том, что буду вечно…
Но это ерунда, конечно.
Я благодарен всем своим собратьям:
Цветам, лугам и даже ещё меньшим братьям
За то, что жизнь моя, хоть и недолгая,
Зато прекрасная и благородная.

Богдан Ф., 5 класс

– Попробуйте и вы. У вас обязательно получится!

(Приложение 1. Слайд 23)

Домашнее задание (на выбор):

1. Эссе «Слушая Робертино Лоретти».

2.
а) Может быть, сегодня, познакомившись с поэзией Ники Турбиной, вы тоже захотите попробовать написать стихи.
б) Можно попробовать выразить себя в прозе. Например, напишите эссе «Размышляя над стихами Ники Турбиной».

3. Какие чувства у вас вызывали рисунки Нади Рушевой? Проиллюстрируйте произведение, прочитанное на уроках литературы.

(Приложение 1. Слайд 24)

– Спасибо за работу. Никогда не останавливайся на достигнутом! Удачи!


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21