Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок литературы в 11-м классе. Тема: "Живу я в лучшем из миров..." (по творчеству В.С. Высоцкого)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Открытый урок литературы в 11-м классе. Тема: "Живу я в лучшем из миров..." (по творчеству В.С. Высоцкого)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1872

Березцова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.

Б.Окуджава. “Песенка”.

Цель: подведение итогов анализа творчества В.С. Высоцкого.

Метод обучения: использование человекосообразной технологии.

Задачи:

образовательные:

- актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе “русская литература”;

- обеспечить углубленное изучение творчества В.С. Высоцкого;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями;

развивающие:

- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими изученных образцов классической русской литературы;

- развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов, характерных для русского общества 2-ой половины 20-го столетия;

- развитие исследовательских навыков учащихся при комплексном анализе поэтического текста;

- развитие познавательных стратегий учащихся (использование при подготовке к уроку критической, художественной литературы, а также разных учебников);

- развитие нравственных понятий у учащихся;

- развитие умений групповой и дискуссионной работы;

воспитательные:

- развитие коммуникативных компетенций;

- формирование гуманистических и демократических ценностей;

- воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока:

- тексты лирики Владимира Высоцкого;

- материалы для проведения урока-исследования,

- общий компьютер;

- широкоформатный экран для демонстрации иллюстративных материалов, связанных с творчество Владимира Высоцкого.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный:

1-ая часть – лекция-беседа;

2-ая часть – работа с текстами, построение устных рассуждений.

Время урока: 2 часа.

Основные понятия: жанровое своеобразие лирического текста, лирический герой, лирическая героиня, художественный образ, типичный герой, типичные обстоятельства, монолог, диалог, исповедь.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Имя Владимира Высоцкого знакомо не только каждому русскому человеку, но и за рубежом его популярность весьма высока. К этому имени можно относиться по-разному, но к нему нельзя быть равнодушным, так как все его стихи-песни написаны кровью сердца. Не случайно его первый сборник стихов назван “Нерв”. В. С. Высоцкий – это феномен, загадка 70-х годов 20-го столетия. Кто-то из критиков сказал, что наступит время и мы будем изучать эпоху 70-х по творчеству Высоцкого.

Громадный, праведно настроенный внутренний мир самого поэта являлся средством для истинного объяснения мира, который существует в нас и вне нас, - такова основа воздействия поэтического творчества Высоцкого на людей и таков критерий его значимости.

Почему же Высоцкий так популярен? Каким насущным потребностям своего времени отвечали его стихи-песни?

Ответы учащихся:

- потому что он чувствовал свою ответственность перед собой и людьми;

- потому что он не просто человек, а человек-боец;

- потому что его стихи правдивы;

- потому что его стихам свойственно чувство юмора;

- потому что он умел любить: “Я люблю – и, значит, я живу!”;

- потому что в этой сложной жизни он хотел дойти до сути, то есть докопаться до истины;

- потому что герои его поэзии не просто герои, а герои-индивидуальности;

- потому что он в своей лирике утверждал добро и стремился к низвержению зла.

Учитель: Совершенно справедливо все, что вы сказали, ребята. Мы знаем, что в сборнике “нерв” стихи разбиты на 10 рубрик. И каждый стих, каждая рубрика – ответ своему времени.

Смысл творчества Высоцкого могли определить слова из “Песни певца у микрофона” об ответственности перед собой и людьми:

Я освещен, доступен всем глазам.
Чего мне ждать: затишья или бури?
Я к микрофону встал, как к образам.
Нет-нет, сегодня точно – к амбразуре.

Эта тема продолжается и в других стихах, например, в песне “Он не вернулся из боя”.

Ребята, кто хочет прочесть это стихотворение наизусть? (Чтение наизусть).

Давайте еще раз послушаем вот эти строчки:

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих…
Все теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

И пусть война давно закончилась, поэт считал себя таким же фронтовиком и часто выступал от имени человека-бойца:

Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи.
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не взошло на востоке.

Давайте представим, как могли относиться к Высоцкому и всегда относились ветераны войны. Конечно, у них на глазах появлялись слезы, они благодарили его за песни и считали своим однополчанином.

На экране строчки:
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А ныне гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..

Гражданским нервом его творчества была правдивость – та острая и естественная реакция на общественные вопросы, что всех волновали, вызывали раздумья. Творчество Высоцкого в этом плане являло собой нормальную реакцию нормального человека, чуждого жизни с двойным дном (одно видим – говорим другое), возведенное художественным даром и талантом искренности в степень высокого народного искусства. Это “Банька по-белому” - сказание о трагической судьбе человека, прошедшего через обвинения и репрессии; “Чужая колея” - притча об инерции бессмысленного движения и пагубности его; “Мне в ресторане вечером вчера…” - едкая сатира о восшествии воров торгашей на Олимп Общественного благоговения; “Штрафные батальоны” - драматическая тема войны.

Это был человек, богато одаренный чувством юмора:
Ходят сплетни, что не будет больше слухов,
И ходят слухи, будто сплетни запретят…

Даже повествуя о самых уважаемых им категориях, таких, как неукротимое стремление ввысь всепроникающей мысли, он мог вдруг широко и открыто улыбнуться – вспомним хотя бы песню о Феде-археологе:

Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь пятикантропа,
И в грудь себя при этом ударял.

Высоцким созданы целые циклы лукавых и потешных песен. Но одновременно с ними он создавал и те, которые были окрашены в трагические тона:

- обширнейший спортивный цикл;

- цикл стихов о людях сильных, добрых, мужественных, сохраняющих свое человеческое достоинство даже в самых сложных, порой смертельно опасных обстоятельствах.

Ребята, кто из вас хочет прочесть такие стихи? Давайте послушаем.

Школьники читают любимые ими стихотворения Владимира Высоцкого и любимые строчки из них повторяют.

На экране строчки:

И сегодня другой без страховки идет.
Тонкий шнур под ногой… Упадет, пропадет!
Вправо, влево наклон… И его не спасти!
Но зачем-то ему тоже нужно пройти
Четыре четверти пути!

Немало спето им песен, посвященных человеку, который живет мечтой и поиском:

Мой финиш – горизонт,
А лента – край земли.
Я должен первым быть на горизонте…

Ребята, а какие песни Высоцкий написал о любви?

Ответы:

- Высоцкий – один из самых ярких и страстных певцов извечно человеческой темы любви.

- Целый том стихов “О любви!” посвящен этой прекрасной теме.

- Каких только оттенков, поворотов и решений этой темы там нет! Мне очень нравятся вот эти строчки:

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю – и, значит, я живу!

Учитель: Неистребимое стремление человечества к постижению нового, к преодолению трудностей, к познанию неизвестного – это ценность, которая в общечеловеческой жизни является не только непреходящей, но и постоянно возрастающей. В развернутом стихотворении “Мой Гамлет” (около 100 строк) воистину идет постоянная погоня за истиной, погоня, которой никогда не суждено прекратиться, потому что абсолютных решений не бывает.

Из глубины веков, подобно реке, издревле движется, постоянно ширясь, стремление человека к раскрепощению и равенству людей, и если собрать всех демократических героев песен Высоцкого вместе, то какая же пестрая, неординарная получится толпа, состоящая из индивидуальностей. Сам Высоцкий это объяснял предельно понятно: “Я ведь пишу песни от имени людей различных… Когда я пишу – я играю эти песни. Пишу от имени человека, как будто я его давно знаю, кто бы он ни был – моряк, летчик, колхозник, студент, рабочий с завода…”

Поэт беззаветно любит жизнь и страстно ненавидит все то, что мешает ей развиваться естественно или угрожает самому ее существованию. Поэтому его творчество так жизнелюбиво. Утверждение добра и низвержение зла – вот пафос всех его песен, начиная от одной из ранних своих философских встревоженных вещей “Песни беспокойства” (“А у дельфина взрезано брюхо винтом…”) и кончая самым последним стихотворением, в котором он с гордостью и спокойным достоинством заявляет о том, что ему есть с чем предстать перед Всевышним:

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Ребята, к каким выводам мы можем с вами прийти, проанализировав творчество В.Высоцкого?

Ответы:

- Владимир Высоцкий бился за жизнь, неистово воюя против мертвечины во всех ее проявлениях.

- Движение времени лишь подчеркивает значимость его песен, его творчества.

- Сам он лучше всех определил суть своего творчества: “Песни я пишу на разные сюжеты… А тема моих песен одна – жизнь”.

Дополнительные вопросы.

  1. Каков мир поэзии В.С.Высоцкого?
  2. Почему так популярен поэт и сегодня?

Часть 2-ая, построение устных рассуждений. Работа с текстами

Учитель: А сейчас ребята расскажут нам современную сказку-быль о таком замечательном поэте, как Владимир Семенович Высоцкий. Эту сказку ребята сочиняли сообща. Начинается она со слов Булата Окуджавы, которые он написал в Предисловии к книге: Владимир Высоцкий. Избранное. (1988).

Поэт с большой буквы
(Сказка-быль)

“Жил-был талантливый человек, всем известный. Звали его Владимир Высоцкий. Песни его ворвались” в каждый наш дом, в наши души. Только говорить и писать о нем было нельзя. Нельзя было издавать его стихи и его песни. Почему? - спросите Вы.

- Кого-то раздражала его популярность, всенародная истинная слава. Раздражал его удивительный талант певца и актера.

Страшно говорить, но “легализовала его” смерть. Она была для нашего общества неправдоподобной и потрясла всех. Все произошло, как в песне:

Сейчас взорвусь, как триста тонн тротила, -
Во мне заряд нетворческого зла…

Он умер – и произошел общественный взрыв. Рухнули официальные заговоры молчания. О Высоцком заговорили на серьезном, литературоведческом уровне.

Не знаю, так ли уж необходимо это было ему. Да, Окуджава пишет, что Высоцкий страдал в отсутствие официальной гласной славы. Сейчас ясно, что тот самый официоз абсолютно ничего не добавил к тому, что уже было. Ни государственная премия, ни музеи, ни мемориал ничего не добавили к тому, что уже было.

А что же было? Был поэт, был голос, была гитара, было печальное время.

Всякий мало-мальски думающий человек, мало-мальски чувствующая натура сознавали эту печаль, ощущали упадок, нравственные потери.

Но поэт пророчески предчувствовал иную жизнь, иную свободу:

Еще стыдились нищеты
Поля без всходов, лес без тени,
Еще тумана лоскуты
Ложились сыростью в колени,
Но диск на тонкую черту
От горизонта отделило.
Меня же фраза посетила:
Не ясен свет, пока светило
Лишь набирает высоту!

Он начал с примитива, с однозначности и постепенно дошел до образцов высокой литературы. Читая его стихи подряд, от ранних до текстов последних лет, видишь, как он постоянно учился.

Учился у всех: у жизни, у друзей своих, у смежных искусств, у многочисленной армии поклонников – почти в двести миллионов человек.

Стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором он совершенствовался каждый день. Он добился того, что в его творчестве все стало подлинным – и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал густым и метафоричным:

И снизу лед, и сверху, - маюсь между,
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там – за дело, в ожиданье виз.
Лед надо мною – надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.

Слово Высоцкого открыто, распахнуто людям, не зашифровано. В нем есть природное изящество и своя стать. Он, словно ребенок, говорит то, что думает, и думает то, что говорит.

Его стихи только на бумаге и в книге успокаиваются и дают себя разглядеть. Однако и на бумаге, лишенные богатства актерских интонаций, они не позволяют забывать о голосе “с трещинкой”.

Какой-то внутренний, субъективный актер имитирует автора, подкрашивает их и заставляет совершенно по особенному их читать.

Что еще привлекает в творчестве Высоцкого? – Это традиционный для отечественной литературы пророческий, окрашенный трагическими интонациями характер его поэзии. Он словно предчувствует и свою раннюю смерть, и ужасные страдания.

Каждое его стихотворение читается как последнее. Весь зрелый, после 30 лет, период его творчества проникнут подобными настроениями. Вот несколько примеров:

Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня – не докинула.
Может спел про вас неумело я,
Очи черные, скатерть белая!

Или вот еще:

Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чем – не угадать,
Но лишь одно наверняка я знаю –
Мне будет не хотеться умирать!

Разные поэты по-разному осуществляют себя. Часто бывает так, что и талант и бездарность бывают сходны в неудачах, зато только таланту сопутствует удача, а бездарности – никогда! Поэтому о Высоцком следует судить прежде всего по его удачам.

Многое из того, что создано им, стало хрестоматийным, ушло в язык, растворилось в нем.

Так же, как когда-то в шестидесятых, он очаровал своих друзей, а потом целую страну, он продолжает волновать и сегодня.

Школьник: Удалась нам сказочка?

Учитель: Недавно на экраны вышел фильм “Высоцкий. Спасибо, что живой”. Давайте посмотрим один из фрагментов этого фильма, - это “клиническая смерть Высоцкого”.

Отзывы о данном эпизоде.

Учитель: А теперь у ребят есть возможность продемонстрировать свое творчество. (Школьники предлагают вниманию присутствующих свои рисунки, у тех появляется возможность увидеть, каким они представляют Высоцкого).

Учитель: Давайте послушаем любимые стихи Владимира Высоцкого, которые выбрали сами школьники.

(Во время прочтения наизусть стихотворений Высоцкого на экране в слайдовой форме демонстрируются эпизоды из жизни поэта, связанные с его поэтических и актерским творчеством).

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

А) С творчеством какого русского поэта можно сравнить творчество Владимира Высоцкого?

Б) Если бы в русской литературе не было поэта Владимира Высоцкого, что бы она утратила?

В) Можно ли считать Высоцкого по-настоящему русским человеком? В чем, по-вашему, загадка русской души?

2. Написать сочинение-рассуждение на тему: “Владимир Высоцкий – современный русский поэт”.

Оценки за работу на уроке: Все ребята получают высокие оценки: “4” и “5”, так как каждый в меру своих сил и способностей работал на уроке и внес свой вклад в развитие темы.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21