Преподавание литературы Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нееNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1210 Мальцева Елена Александровна, преподаватель русского языка, литературы и культуры речи Цель: рассмотреть роль семьи в понимании Толстого и на современном уровне. Знать: толстовский идеал (патриархальная семья: забота старших о младших, младших о старших, умение каждого больше отдавать, чем брать, взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, уважении, на “добре” и “правде”). Черты семьи на современном этапе. Уметь: рассуждать, делать выводы, обобщения, говорить от лица героя, пересказывать близко к тексту. Оборудование, наглядность: портрет писателя, эпиграф, рисунки студентов, иллюстрации к роману, “советы психолога” Домашнее задание: письменный ответ на вопрос, подготовка к сочинению. Ход урока
I .Организационный момент. (Группа поделена на “малые” подгруппы, представляющие семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.) II. Слово преподавателя. – Сегодня занятие будет максимально приближено к жизни. Ведь тема его касается каждого из нас и не может оставить никого равнодушным. (Запись темы.) – Мы рассмотрим семейные отношения героев романа с точки зрения Толстого и поговорим о современном понимании семьи. Нам поможет преподаватель психологии. Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе. Малыш приходит в новый мир ни плохим, ни хорошим, похожим на белый лист бумаги. Запись: “Желание к учебе, любознательности детей надо поощрять в раннем возрасте, необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип “больше отдавать, чем брать”
Граф Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста. Графиня Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу. (Сценка.) (В комнату вбегает Наташа.) Граф (вскочил, широко, расставив руки): Вот она, именинница! Ма Шер, именинница, порох-девка! Графиня (с осуждением): Милая, на все есть время. (К графу) Ты её балуешь. Марья Дмитриевна: Ма Шер, моя милая, поздравляю вас. Какое прелестное дитя! (дарит сережки, Наташа крутится и примеряет). Наташа(подбегает к матери, показывает куклу): Видите, кукла…Мими…Видите… (Наташа громко смеётся.) Графиня: Ну, поди, поди! Сядь, Наташа, уймись. Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения. Преподаватель: Ребята, а о каких трудных ситуациях говорит Наташа? (Увлечение Анатолем Курагиным. Анатоль – символ свободы для Наташи от ограничений патриархального мира, от границ дозволенного. Она открыта, искренне принимает увлечение за любовь.) – А почему тогда Толстой не соединил Натушу и Андрея? (Прямые и гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых. Они не способны связать свои жизни: ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга. Потому, по мнению Толстого, единение этих двух родов возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей.) Николай: Мне даже сейчас стыдно вспоминать о том поступке. Я проиграл Долохову 40 тысяч рублей. Это было полным разорением для семьи, но ни слова упрека я не услыщал. Мы всегда готовы друг друга поддержать, особенно, когда в дом приходит беда. Особенно тяжело было маменьке после смерти Пети. Все страдали, но старались согреть друг друга любовью. Ахросимова: Ну, тогда уже и я скажу. Я хорошо знаю эту семью. У них есть талант жизни. Они, как дети, радуются природе, рядятся на Святки, ездят в гости, любят музыку. Такая искренность в дворянской поместной семье – редкость. На мой взгляд, главные черты этой семьи – честность, порядочность, интуиция и жизнь сердца. Преподаватель: давайте запишем в тетрадь те основные черты семьи Ростовых, которые уже были названы. Вид записи в тетради:
Преподаватель: Ну, а что Толстой говорит о семье Болконских? Прочитайте выдержки из текста. Представляем семью Болконских: Николай Андреевич, княжна Марья, князь Андрей. Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал свои детям патриотизм и гордость. Княжна Марья: Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне. Князь Андрей: Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине. Преподаватель: Дополните таблицу сведениями, где укажете отличительные черты семьи Болконских. (Высокая духовность, гордость, прямая честь, любовь естественная, искренняя, скрытая под маской холодности, честь, долг, деятельность, ум.) И отец, и сын Болконские прошли испытание войной, которая требовала величайшего напряжения духовных сил. Отечественная война выявила главные черты каждой семьи. Семья Курагиных и войну осталась эгоистичной, безнравственной, корыстолюбивой. – Попросим князя Курагина рассказать о своей семье. Князь Василий: У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное, материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши. Элен: Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права. – Согласны ли вы с Элен и князем Василием? Какая семья вам показалась ближе? Почему, по мнению Толстого, семья Курагиных не имеет права на существование? Какова судьба членов семьи? Есть ли у них дети? (Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.) – С какими еще семьями можно сравнить семью Курагиных? (Веры и Берга, Друбецких. Берги подражают другим. Их девиз: как у других. Этой семье будут даны дети, но они, наверняка, будут нравственными калеками.) – Есть ли семьи идеальные? (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.) – Согласны ли вы с этим мнением? Каково ваше понимание семьи на современном уровне? (Рассказ психолога о психологии семейных отношений, о любви, статистика, анкеты.) Предварительно были написаны сочинения студентами, где они высказались по поводу их будущих семей “Какой я представляю свою будущую семью” “Муж мой будет красивый, необязательно богатый, какого полюблю. Его положение неважно. Очень хочу, чтобы у нас была дружная семья” “Я хочу простую, обыкновенную семью, хороших друзей, любящего мужа и работу. Хочу жить со свекровью, чтобы она учила меня всему. Я буду уважать ее и любить. Замуж хочу выйти рано” и др. – Давайте закончим заполнение нашей таблички. Какие черты современной семьи вы можете выделить? Советы психолога для счастливой семейной жизни.
Преподаватель: Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |