Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1334

Семенкова Людмила Семеновна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить знания учащихся по теме “Петербург в архитектуре и литературе XVIII-XIX века”;
  2. Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала;
  3. Познакомить школьников с возможностями информационных технологий, через использование различных программ;
  4. Воспитание чувства любви к истории нашей Родины, гордости за высокие достижения мастеров и писателей прошлых столетий.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…

А.С. Пушкин

Презентация

Про какому городу мы с вами сегодня будем путешествовать? (Петербургу) (слайд№1)

Раздача карточек, на которых содержится таблицы № 1, и №2. Учащиеся должны заполнить таблицы в течение урока.

Таблица №1

Писатель Произведение Образ Петербурга

Таблица №2

Название строения Автор Стиль
1.
3.
4.
5.

2. Начало экскурсии по Санкт-Петербургу.

Давайте отправимся на экскурсию по Санкт-Петербургу. Но для начала вспомним историю рождения этого города. (слайд №2)

“…На одном из островов устья Невы застучали топоры: здесь рубили деревянный городок. Этот городок Санкт-Петербург…”

Назовите дату, считающуюся днем рождения Санкт- Петербурга? (16 мая 1703 г.)

Санкт-Петербург происходит из трех слов. Каких? (Санкт – латинское “святой”, Петер – греческое “камень, скала”, “бург” – немецкое “замок, крепость”)

Кого считают отцом Санкт-Петербурга? (Петра I)

Что вы знаете о Петре l? (учащиеся рассказывают о Петре I)

(проверка слайд №3)

3. Петербург в произведениях.

Строительство города происходило стремительно, в первые годы город уже выглядел одним из самых красивых городов, но отношение к нему было разным. Сегодня мы вспомним каким видели Петербург писатели XIII-XIXв. и еще раз увидим на слайдах красивейшие великие памятники архитектуры в этом городе.

Какой писатель в конце XIII века один из первых начал тему Петербурга и в каком произведении? (К. Батюшков “Прогулка в Академию художеств” ) (проверка слайд №4)

Какие чувства писатель испытывал к городу? (Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга). (проверка слайд №4)

Назовите писателей которые продолжили тему Петербурга в XIXв. (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский)

В каком произведении А.С. Пушкин человек в Петербурге одинок, город сводит героя с ума? (“Медный всадник”)

Пушкин продолжил тему Петербурга в своем знаменитом романе в стихах. Назовите роман. Каким город встает перед нами в романе? (“Евгений Онегин”) город в нем противоречив, двойственен) (проверка слайд №5)

Кто написал “Петербургские повести” и “Мертвые души”? (Н.В.Гоголь) (проверка слайд №6)

Каким Гоголь увидел город в своих произведениях? (Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.) проверка слайд №6)

(слайд №7)

Н.А.Некрасов нарисовал Петербург городом бедняков. Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзаж мрачен. Почему? (мнение учащихся)

(слайд №8) В каком произведении Ф.М.Достоевский сделал город соучастником преступления главного героя? (“Преступление и наказание”)

Петербург писатель описал с помощью городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьера. Вспомните высказывание Достоевского по поводу города? (Большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет пагубное влияние на душу человека…” )

4. Архитектура города.

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащаемые мировым наследием.

(слайд№ 9) Назовите памятники архитектуры и автора. ( Никольский Морской собор Храм Воскресения Христова (второе название“Спас на крови” Почему? итальянец Варфоломей Варфоломеевич Растрелли) (проверка слайд № 9) Какие еще памятники, построенные этим же архитектором в Петербурге вы знаете? (слайды №10) Зимний дворец. Смольный собор)

Назовите стиль этих творений Растрелли? (Барокко)

Что значит барокко? ([от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный] одно из главных направлений в искусстве, отличающееся тождественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков.) (проверка слайд №11 )

Основоположником нового отличительного от барокко стиля считается В.И.Баженов и его ученик и последователь М.В.Казаков были автором многих памятников архитектуры в Москве. Назовите стиль и его особенности? (проверка слайд №11 ) (Классицизм)

Гордостью русской архитектуры XVIII века стало творчество И.Е.Старова. Назовите одно из его лучших творений? (слайд №12) (Таврический дворец)

(слайд №13) Здесь были похоронены все цари династии Романовых от Петра I до Александра III (кроме Петра II), русские царицы, многие великие князья. Назовите собор и автора? (Петропавловский собор, Д. Трезини) (проверка слайд №13)

XIX в. в архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм с его пристальным вниманием к античному наследию как норме и идеальному образцу. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий. Градостроительная фантазия в архитектуре обрела невиданный размах. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. Ее наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова и К.Росси.

(слайд №14 ) В 1811г., на главной магистрали Петербурга, Невском проспекте завершилось строительство собора, в котором в 1813г. был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812г. Имя фельдмаршала? Название собора и автор? (Кутузов. Казанский собор. А.Н.Воронихин) (проверка слайд №14 )

(слайд №15) Назовите собор, который олицетворял мощь и величие православия, силу России, ставшей по представлениям Русской Церкви, после падения Византии носительницей истинной веры Христовой? (О. Монферран Исаакиевский собор) (проверка слайд №15 )

В 1714 г. было построен здание для редкостей, это был первый естественно-научный музей в России. Первое название музея? (Кунсткамера)

(слайд №16) Назовите музей и автора ? (Ж.Томон) (проверка слайд №16 )

(слайд №17) Конец XIX в. К.И.Росси было построено это здание. О нем мечтал отец и лишь по велению сына в 1898г. было построено. Назовите здание и имена отца и сына? ( Русский музей. Отец Александр III, сын-Николай II)

Какие ассоциации вызывает у вас у вас слово Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, когда вы слышите его? (Разнообразные ответы)

5. Итог урока.

Случаен ли цвет, выбранный для слайдов? (Нет. Синий цвет символ воды, город построен на берегу Невы. Желтый цвет – цвет болезни и одиночества. И все перечисленный писатели показали, что Петербург – город одиночества.)

Большим, красивым, но холодным мы увидели Петербург на сегодняшнем уроке. Почему? (Ответы разнообразны. Главное подчеркнуть в какой век мы рассматривали этот город)

Подведем итоги. У всех ли заполнены карточки правильно? (проверка слайды №18-19 )

Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! (слайд №20 )

6. Домашняя работа:

Таблица №3

задание варианты ответ (обосновать)
1. “Люблю тебя, Петра творенье” выбери правильный ответ а) “Евгений Онегин”, б) “Медный всадник”, в) “Мертвые души”
2. “Не верьте Невскому проспекту” выбери правильный ответ а) “Евгений Онегин”, б) “Медный всадник”, в) “Мертвые души”
3. Начало строительства Петербурга выбери правильный ответ а) 16 мая 1703 год б) 16 августа 1703 год в) 16 мая 1705год
4. Основание первого музея выбери правильный ответ а) 1703 год б) 1711 год в) 1714 год
5. Преобладание желтого цвета выбери правильный ответ а) “Преступление и наказание” б) “Мертвые души” в) “Медный всадник”
6. В.В.Растрелли лишнее а) Зимний дворец б) Таврический дворец в) Спас на крови
7. Казанский собор автор а) Воронихин б) Растрелли в) Старов
8. Основоположник классицизма в архитектуре выбери правильный ответ а) Казаков б) Баженов в) Растрелли
9. Странный, неправильный… стиль а) классицизм б) модерн в) барокко
10. Здесь был погребен Петр l выбери правильный ответ Казанский собор, Исаакиевский собор, Петропавловский собор

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21