Преподавание литературы Урок литературы в 11 классе по теме: "Кто он, Павел Мечик?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1439 Силькова Людмила Витальевна, учитель литературы Тип урока: комбинированный урок. Метод: эвристическая беседа. Цель урока:
ПЛАН УРОКА
СЛОВАРЬ: “Ситуация нравственного выбора”. ХОД УРОКА: Слово учителя: Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически “улучшенной”,- главное, вероятно, завоевание нашего времени. Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет “великая”, говоря об Октябрьской революции, узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов. Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать “разумное” объяснение. Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой, наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте- можно “видеть” это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги ( А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).
На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас. Роман “Разгром” прочитан. Об истории его создания, теме, основной мысли был разговор на прошлом уроке. Цель сегодняшнего урока – ответить на поставленный вопрос: “Кто он, Павел Мечик?”. Ответ, возможно, вами уже найден. Задача урока – аргументированно обосновать свой выбор. Вывод из ответов учеников:
Авторское определение основной мысли: А.А.Фадеев: “ В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе , случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей”. Запись на доске: А.А.Фадеев: “Конечно, Мечик примкнул к революционному движению по мотивам личным, индивидуалистическим, скрыто-карьеристским. Такие люди, столкнувшись с трудностями движения и с препятствиями, которые ставит революционная действительность на путях личной карьеры, превращаются либо в брюзжащих обывателей, либо во врагов революции и народа”. Советские критики-литературоведы:“…Себялюбивый индивидуалист, трус, предатель..” Григорий Яковлев, исследователь-литературовед: “У Мечика доброе сердце, и душа его протестует против грабежа и уничтожения людей, тем более теми методами, какими действовали красные партизаны”. В.Боборыкин, литературовед, составитель пособий для 11-классников. “Чуткое исследование его душевного мира ( Фадеевым )… позволяет увидеть.., насколько неуместен этот юный романтик, слишком тонко воспитанный, слишком совестливый и ранимый, в реальной революционной среде”. Итак: “…себялюбивый индивидуалист” или “ юный романтик”, растерявший свои идеалы? Работа с текстом (диспут) Давайте положим перед собой роман и проследим путь Мечика, который является одним из главных действующих лиц - он появляется в 1-ой главе и сходит со сцены в последней. Общая характеристика Мечика: 18 лет, вчерашний гимназист, скорее всего, выходец из разночинной семьи; пообщавшись с революционерами ( эсерами-максималистами ), приходит к партизанам. - С какими мыслями, настроением идет Мечик к партизанам? Гл. 2. “ Недели три тому назад…” Вывод: идеалы его расплывчаты – “хотелось борьбы и движения”. - Как встретили его в отряде Шалдыбы? Избили, унизили. “Окружающие люди…”, “Ему стало жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел в отряд”.
Устроили проверку, дали “обидную” лошадь Зючиху, унижали –“лодырь и задавака”. Гл.9. “Он чувствовал себя так…” Вернемся по тексту назад: Мечик в госпитале. Тяжелораненый Мечик перед возвращением в отряд решает (и после разговора с Варей): “Чего мне унывать, в самом деле?..” Гл.7. И еще была мысль: уйти из отряда. Гл.4. “…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой”. Вывод: не столько быть, сколько казаться бойцом. Чиж. Мечик испытывает к нему брезгливость. К Пике - жалость. Почему?- “Мир, сон, тишина… Не об этом ли сне тоскует у Мечика душа?” “ Никто не пожалел о Пике. Только Мечик с болью почувствовал утрату.” Итак: “Сошелся с ними не потому, что они удовлетворяли его, а потому, что больше ни с кем не умел сойтись”. Вывод: желание воевать, бороться – юношеское, наносное. В подсознании Мечику хочется мира и покоя. Цитирую А.Фадеева: “Настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием.” Словарь: ситуация нравственного выбора. Вспомним эпизоды
Диспут.
“Разговор Мечика с Левинсоном” (Гл.13) Мечик до разговора: “Мысль эта сводилась к тому, чтобы тем или иным путем, но как можно скорее уйти из отряда”. Глава 17. Прочитать эпизод “Бегство Мечика”. А.А.Фадеев: “По первоначальному моему замыслу Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен… Самоубийство придало бы несоответствующий всему ему облику какой-то ореол мелкобуржуазного “героизма” или “страдания”, на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны”. - Является ли последняя глава логическим завершением образа героя? Или Фадеев –политик именно так проводит поставленную задачу? (“Переделка людей”). Домашнее задание: Основной вердикт - кто он, Павел Мечик? – вы вынесете в своем домашнем сочинении–рассуждении. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |