Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2519 Шулепова Лариса Аркадьевна, учитель русского языка и литературы Цель:
Задачи:
Слово учителя: Сообщение темы урока. На доске слова: Работа над эпиграфом к уроку. Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит “живою водою” всех, кто прикоснётся к нему”. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на высказывание, написанное на доске. Почему именно эти слова я записала как эпиграф? ОТВЕТЫ: Поэзия А.С.Пушкина вечна, каждое поколение находит в ней для себя самое важное: любовь к родной природе, Родине, женщине; она учит дружбе, помогает стать добрее, гуманнее. УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке будут звучать только произведения А.С.Пушкина, и мы будем говорить и писать о нём. Индивидуально-самостоятельная работа (по вариантам).Задания по высказыванию.УЧИТЕЛЬ: Теперь посмотрим внимательно, что в этом предложении требует объяснения? I вариант (1 ряд) : Проведет разбор (синтаксический) этого предложения. Проверка: по 1 человеку из варианта к доске, произвести разборы. УЧИТЕЛЬ: Итак, мы убедились, что все простые предложения, входящие в состав сложного, двусоставные, т.к. грамматическая основа состоит их двух членов. Переход к новой теме. Исследование.УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы проведём исследование и посмотрим, все ли предложения в русском языке двусоставные. Прочтём следующие строки великого поэта, посвящённые его любимому времени года – осени. Прочтите выразительно (Строки написаны на доске, но до этого момента закрыты)
а) Лингвистический анализ текста: - Какую картину рисует автор? (погожей, тихой осени) - Что мы видим за несколькими строками поэта? Взгляните на картину, которая отображает чувства А.С.Пушкина. (Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя “мила”. Выражает также грусть прощания с её покорной, тихой красою.) - Какие синонимы можно подобрать к словам: бранить, блестеть? - Почему из всех синонимов поэт берёт глагол “бранить”? (“Бранить” - журить; “блестеть” - сверкать, переливаться, искриться) (Поэт выбирает “бранить”, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, потому что она так хороша!). УЧИТЕЛЬ: Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”? (Нет гомона птиц, нет яркого солнца, утихли все звуки, природа отдыхает после весёлого шумного лета и готовится погрузиться в зимний долгий сон). б) Синтаксический анализ текста. - Найдём и подчеркнём грамматические основы предложения. Что вы заметили? (1 предложение, основа состоит только из одного главного члена – сказуемого, выраженного глаголом) 2 предл. – двусоставное. - Что же мы узнали из наблюдения? На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения? (Двусоставные и односоставные) - Как определить односоставное или двусоставное предложение? (Нужно найти грамматическую основу и посмотреть из скольких членов она состоит). - В 2 предложении – односоставном – какой главный член? (Сказуемое) - Хорошо. Проведём дальнейшие исследования. Подпись иллюстраций строками из стихотворения А.С.Пушкина.(На доске картина “Золотая осень”, иллюстрации, изображающие осень). УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на эти иллюстрации. Какие ещё знакомые строки поэта вспоминаются вам? 1 УЧЕНИК: (у доски) Читает, а затем записывает на доске. (Класс работает вместе с ним в тетрадях) Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. УЧИТЕЛЬ: Хорошо. Найдем грамматические основы. Какие это предложения по строению грамматической основы? (двусоставные) - Почему? (Они имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое) 2 УЧЕНИК:
УЧИТЕЛЬ: - Найдём грамматические основы предложений. - Что мы заметили? (1 и 2 предложения односоставные) - Какой главный член в них? (подлежащее) - Какой следует вывод из наблюдений? (Односоставные предложения могут иметь или один главный член сказуемое, или подлежащее). - По наличию второстепенных членов какими могут быть односоставные предложения? (Распространенными или нераспространенными) Закрепление темы урока.Творческая работа.1. Поэзия А.С.Пушкина и музыка. УЧИТЕЛЬ: Поэзия А.С.Пушкина необычайно музыкальна, красочна и передаёт тончайшее движение человеческой души. Послушайте отрывок музыкальной пьесы и попробуйте привести соответствующие строки из стихотворений поэта. Море (устно) Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы. УЧИТЕЛЬ: Определите вид предложений по строению грамматической основы. (Предложение односоставное с главным членом сказуемым) Зимнее утро.
УЧИТЕЛЬ: Определите грамматические основы и вид предложений. (1 и 2 предложения – односоставные с главным членом подлежащим, 3 предложение – двусоставное; 4 предложение - односоставное с главным членом сказуемым) УЧИТЕЛЬ: Представьте ситуацию, которую можно подписать строками А.С.Пушкина. 2. Зимний день. Любимое занятие мальчишек.
УЧИТЕЛЬ: Найдите грамматические основы предложений. Определите вид предложений по наличию главных членов предложения. (1 предложение двусоставное; 2 предложение двусоставное). Природа просыпается от долгого сна, оживает под лучами ласкового солнца.
УЧИТЕЛЬ: Определите грамматическую основу предложения и его вид. (1,2,3 предложения двусоставные) 3. Самостоятельная работа на карточках по двум вариантам. I вариант
II вариант
УЧИТЕЛЬ: Основы предложений, вид предложений? Объясните орфограммы и пунктограммы. (2 ученика проверяют у доски; выразительно читают; объясняют орфограммы, пунктограммы; находят грамматические основы предложений и определяют вид предложений). (Все учащиеся используют сигнальные карточки) Обобщение.УЧИТЕЛЬ: Подведём итоги урока. - На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы? (Односоставные и односоставные) - В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое) Сообщение оценок за урок. Домашнее задание.УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Все работали хорошо. А это значит, что тема урока вами усвоена. Дома выпишите из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 3 двусоставных предложения и 3 односоставных. Найдите основы, проведите синтаксический разбор предложений. Урок окончен. Все свободны. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |