Преподавание русского языка Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4660 Слепухина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу "После бала", музыка, презентация. Словарная работа: композиция, контраст, антитеза Контраст - франц. contraste - резко выраженная противоположность. Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Ход урока 1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. Представим поздний вечер. Лев Николаевич за работой... Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с мыслью о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания - "прогнания сквозь строй". Но рассказ "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает - это цель нашего урока. 2. Беседа с учащимися. - Что такое композиция произведения? (Композиция - это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.) От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.) - Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.) - Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.) - В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.) 3. Слово учителя. Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода. - Какие это эпизоды? (Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.) Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.) Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить. Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их. 1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса. (Чтение бала у губернского предводителя со слов "взял руку дочери..." до слов "подвел ее ко мне..."). Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза) 2. Наказание солдата со слов "я стал смотреть..." заканчивая словами "это было тело человека". Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша) 4. Исследования учащихся. Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.
I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно. Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..." Отец Вареньки - красивый... Иван Васильевич - доволен, счастлив... II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала: В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания: Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке Солдаты в черных мундирах Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания. Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.
- С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст? (Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.) Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства. 5. Итоги урока. Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели? (Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.) Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях... Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком. 6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки) 7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |