Преподавание литературы Программа элективного курса "Литература и кино" для 5–11-х классовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1419 Юдин Иван Иванович, заместитель директора ОУ по УВР, учитель русского языка и литературы,учитель-дефектолог; Юдина Татьяна Николаевна, директор ОУ, учитель русского языка и литературы I. Пояснительная записка Претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело широкое распространение в истории искусств. Интенсивный обмен эстетическими ценностями, взаимопроникновение разных видов искусств происходят на всех этапах художественного развития человечества. Синтетическим и многоплановым искусством является и художественная литература. Замечательные литературные творения продолжают свою жизнь в других видах искусства - музыке, живописи, скульптуре, графике, театре и кино. Экранизация классической художественной литературы - одна из относительно новейших форм взаимосвязи разных видов искусств. Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Экранизация немало дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса. Кроме того, с помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф дает возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя, т.е. переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия. В этом и состоит специфическая выразительность кино: именно в искусстве прямого действия, прямых обобщений, прямого вторжения в жизнь. Поэтому экранный образ в силу своих звукозрительных черт, не застывших, а непосредственно развивающихся на глазах у зрителя во времени, обладает величайшей силой непосредственного воздействия. Основные цели и задачи спецкурса "Литература и кино" поставлены в соответствии со стратегическими задачами развития современной школы (элитарность, открытость внутри социального строя, толерантность, дисциплина, качество образовательной программы, индивидуализация), а также направлены на получение общешкольных образовательных результатов (проведение открытых образовательных событий, выход учащихся во внешкольное пространство, реализация всех видов компетенции, формирование учебной деятельности, повышение качества результатов обучения, совершенствование внеучебных форм работы, применение новых образовательных форм, повышение мотивации к обучению, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся, индивидуализация и дифференциация учебного процесса, привлечение родителей к участию в образовательном процессе). Главная цель спецкурса "Литература и кино" - просветительская, т.е. через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики на уроках-диспутах и уроках-конференциях, обращаясь к сердцу и уму школьников, пробудить в них интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повысить уровень творческого развития, а также способствовать совершенствованию человеческой личности учащихся. Основными задачами спецкурса "Литература и кино" являются:
Спецкурс "Литература и кино" предназначен для учащихся 5-11 классов и посвящен анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе (5-11 кл.). Прежде чем приступать к обсуждению и анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся должны прочитать тексты литературных первоисточников. Разновозрастная группа для проведения спецкурса в составе не менее 5 человек формируется по желанию учащихся (5-11 кл.). Спецкурс предусматривает 68 часов (2 часа в неделю) и включает в себя два этапа. I этап - проведение в течение I и II триместров занятий лекционно-семинарского характера; II этап - проведение открытого образовательного события - постановка к концу учебного года (май, III триместр) фильма-экранизации, спектакля. В постановке фильма-экранизации принимают участие не только слушатели спецкурса (основная творческая группа), но и учащиеся всех классов классов. Каждый участник проекта (основная творческая группа) может попробовать себя в роли сценариста, режиссера, оператора, художника, монтажера, звукооператора, рецензента и т.д. По итогам предполагается проведение внешней экспертизы и пресс-конференции. II. Примерный перечень фильмов-экранизаций для анализа и обсуждения (5-8 класс)
III. Примерный перечень фильмов-экранизаций для анализа и обсуждения (9-11 класс)
IV. План занятий и содержание программы спецкурса "Литература и кино"
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |