Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Светлые двойники Раскольникова. 10-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Светлые двойники Раскольникова. 10-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1013

Цветкова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Дорогие друзья, все, кто будет знакомиться с материалами моего урока! Хочу предупредить, что я не являюсь сторонником уроков необычной формы, мне ближе традиционный урок, нацеленный на открытие, это «звоночки», обращенные к детскому сердцу, и если в ответ ты не слышишь ничего, кроме молчания, значит, урок не удался. Если же ты ощущаешь мелодию детских душ, звучащую в ответ тебе, значит, ты не зря стал учителем, не зря на этом свете живешь… Ведь какой интересной порой не бывает форма, не всегда она помогает, а порою, даже мешает основной задаче урока. Главной целью любого урока литературы всегда будет открытие и постижение истинных человеческих ценностей, таких, как Добро, Любовь, Счастье.

Учитель. Ребята, мы приближаемся к последним главам великого романа-тайны, романа-загадки. «Неужели можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить убийце начать жить «с чистого листа», как будто бы ничего не было?» - спрашивает нас Ф.М.Достоевский. И ответы на эти вопросы должны найти именно мы. Приближаясь к эпилогу, мы одновременно приближаемся к самой разгадке.

Прежде чем назвать тему и имя нашего урока, позвольте сделать небольшое предисловие, связанное с домашним заданием. «Я отворил дверь, и никто не может затворить ее»… Это строка из Откровения Иоанна. Вспомните, какие герои романа оказывались перед дверью и почему? Что это за странный, настойчиво повторяющийся символ?

Раскольников останавливается перед большим количеством закрытых дверей, Свидригайлов, стоя у двери, подслушивает сокровенный разговор между Сонечкой и Родионом, а еще в комнате Сони есть удивительная особенность: в ней вообще две двери.

Что же такое дверь? В словаре данное слово толкуется как проем в стене для выхода и входа; а также укрепляемая на петлях плита, закрывающая этот проем. Странный предмет, который, одновременно что-то открывает и что-то закрывает. Что же, на ваш взгляд, может значить «дверь»?

Предполагаемый ответ. Дверь – это граница (тонкая) между пространствами; она разделяет «здесь» и «там». Это граница между реальностью и неизвестностью, между настоящим (что уже есть) и будущим (чего еще нет, но может и вообще не быть) – ибо все зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.

Учитель. Итак, дверь – это возможность выбора. Но что должен выбрать наш герой? Подсказка следующая: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…». Это слова Ииуса из Евангелия от Иоанна. Какой же выбор должен был сделать Раскольников, входя к Сонечке? Ведь стоя уже перед той роковой дверью старухи-процентщицы, он уже сделал неверный выбор: «Убить или не убить?» Что же он должен выбрать теперь?

Верить или не верить, Соне, людям, Богу? А самое главное, верить или не верить в возможность воскрешения?

Темой нашего урока является тема веры в романе «Преступление и наказание», Светлые двойники Раскольникова. Имя нашему уроку я выбрала следующее: «Ночь прошла и день приблизился»… Это слова апостола Павла из «Послания к римлянам», который сам когда-то был неверующим, но затем, что всю жизнь свою посвятил вере и доброй проповеди. А это значит, что говорить мы будем о свете и тьме, и найдем, наконец-то, ответ на интересующую нас загадку: дарует ли вера воскрешение? ведь, как известно, самая темная ночь всегда перед рассветом.

Скажите пожалуйста, почему писатель решает рассказать о встрече Сонечки и Родиона после посещения последним Свидригайлова? Можем ли мы говорить в данном случае об антитетичности этих персонажей?

Предполагаемый ответ. Сонечка – это последнее, что осталось для Раскольникова, можно сказать, его «последняя дверь». Темный двойник - Свидригайлов полностью противоположен светлому двойнику – Сонечке Мармеладовой. И если за дверью в будущее Свидригайлов видит лишь узкую и тесную каморку с пауками, имя которой «будущность по-свидригайловски», то Сонечка зрит за дверью иное пространство, широкое, наполненное светом.

Учитель. Но вопрос в том, увидит ли сам Раскольников это несуществующее пока для него пространство, поверит ли он в него? Чтобы осуществить это, он должен поверить сначала Соне, а потом поверить в себя. Но во что же верить, если на душе тяжкий груз убийства, что делать с ним, ведь скинуть этот камень с души и забыть про него невозможно!

Роман наполнен еще и числовыми символами. Какое число выделено курсивом в сцене, когда Соня и Родион читают Евангелие?

Предполагаемый ответ. Это число «четыре».

Учитель. Где еще мы сталкиваемся с этим числом?

Предполагаемый ответ. Данная сцена находится в четвертой части самого романа. Лестница, по которой поднимается и опускается Родион и остальные персонажи, ведёт к повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому этажу.

Квартира процентщицы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; комнатушка Мармеладова помещается на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии.

Учитель. Число «четыре» появляется в повествовании не случайно, это особое число. Обратите внимание на слайд (№ 10). Архитекторы использовали при возведении церквей мистические числовые системы, веря, что таким образом усиливают Божественное присутствие внутри священных стен. В данном случае 4 купола олицетворяют 4 евангелистов, а 5-й – самого Христа. [5]

Но самое основное значение данного числа раскрывает нам Соня: «Смотри в четвертой части», - говорит она. О какой части идет речь?

Предполагаемый ответ. Это четвертое по счету в Новом Завете Евангелие от Иоанна.

В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня.

Учитель. Обратите внимание на то, как писатель говорит о том, как именно Сонечка произносила слово «четыре»?

Предполагаемый ответ. «Она энергично ударила слово четыре».

Учитель. Почему Соня акцентирует внимание своего единственного слушателя на этом числе? Обратите внимание на слова Марфы, сестры Лазаря, обращенные к Иисусу: «Господи! Уже смердит: ибо четыре дни как во гробе».

Предполагаемый ответ. В данном случае интонация усиливает впечатление о невозможности воскрешения, ибо четыре дня – это срок, после которого не остается уже никаких сомнений в необратимости случившегося.

Учитель. Смерть победила, и жизнь покинула человеческое тело навсегда и безвозвратно. Данное убеждение усиливает слово «смердит». По словарю «смердеть» - испускать зловоние, смрад.[4] Как же можно поверить в вероятность воскрешения, где найти силы поверить в это? Не в таком ли положении находится сейчас Родион? Ведь речь здесь идет про него тоже, речь здесь идет о любом человеке, потерявшем веру. Вспомним, что именно Раскольников сам попросил Сонечку прочесть про воскресение Лазаря.

Как вы думаете, действительно ли уверовал Раскольников в возможность воскрешения своей грешной, убитой души?

Предполагаемый ответ. Нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой. Это мнимое, иллюзорное воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело – «мы». Люди (множество) против одиночества. Родион позже уже начинает понимать, что для того, чтобы получить этот шанс, нужно обратиться прежде всего к людям. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, забрезживший в его мрачной душе, душе убийцы. Кроме того, больше, чем телесного воскрешение, Родиона интересует воскрешение души. Ведь чудо воскрешения Лазаря потому и было истинным чудом, что в тело вернулась живая душа.

Учитель. Замечательно говорит об этом митрополит Антоний Храповицкий – первый глава русской православной церкви за границей: «Господь медлил придти к скорбящим Марфе и Марии и пришел только на четвертый день, когда смерть уже, казалось, окончательно вступила в свои права: «уже смердит» — предупреждает Мария. «Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть», — читаем мы у Иоанна Златоуста. Чтобы уверить людей, в том, что это несомненное чудо. Для того и совершает Господь это невероятное для человеческого разума чудо — воскрешение четверодневного Лазаря — чтобы прежде Своих крестных страданий, Своего Креста, Своей смерти и Своего воскресения укрепить Своих учеников, дать им такое сильное средство, как свидетельство о том, что Сам Христос — воскресение и жизнь. И верующий в Него если и умрет, оживет».[6]

Что же необходимо Раскольникову, чтобы получить возможность воскрешения своей души?

Предполагаемый ответ. Ему необходима вера, вера в Бога, вера в людей.

Учитель. Обратите внимание, как различные художники изображали чудесный момент Лазарева воскрешения. Как вы считаете, кому из живописцев удалось это лучше всех и почему?

Предполагаемый ответ (слайды № 4, 5, 6, 7, 8, приложение 1)

Воскрешение – это, прежде всего, воскрешение души. Душа без веры – ничто. Именно ладони Лазаря, так трогательно олицетворяющие не только веру в Иисуса, сына Божьего, но и любовь к Нему, и восхищение чудом, совершенным Спасителем, изображенные на полотне, передают истинное значение всей истории о Лазаре. Еще не видно лица Лазарева, еще не спали погребальные пелены, часть их даже видна на полуосвобожденной ладони, но мы верим: Лазарь уже жив, ибо он не только движется, но и мыслит, и чувствует, и любит.

Учитель. Совпадает ли трактовка художника с выводом, к которому пришли мы?

Предполагаемый ответ. Конечно. «Убедитесь, неверующие, не тень должна выйти из гроба, не призрак… Иисус отнял у смерти то, что принадлежало ей, четырехдневного мертвеца».

Учитель. Итак, мы на верном пути. Мы знаем, для чего Достоевский говорит нам о вере и безверии. У героя есть возможность вернуться к людям.

Сравните, ребята, первоначальный и окончательный варианты признания Раскольникова Соне. (слайд №9) Окончательный вариант: «– Что делать! – воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. – Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении.) Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? – спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом».[2]

Предполагаемый ответ. В первоначальном варианте много абстрактных рассуждений о Боге, душе. Речь Сонечки во втором варианте проще, теплее и понятнее. Кроме того, писатель изображает эту хрупкую и робкую девушку человеком решительным, заставляющим прислушиваться к себе, если дело касается веры. Поражают глаголы в форме повелительного наклонения: «Встань! Поди!». Это не мольба, не просьба, это приказ. Как же схожи ее слова с Иисусовой репликой: «Лазарь! Иди вон!» Исчезла фраза о воскрешении. Она стала лишней. Но самое главное, Достоевский решительно убирает все, что связано с Сонечкиной любовью к Раскольникову. Почему он это делает?

Видимо, потому, что в первоначальном варианте не угадывалась роль в воскрешении самого себя Раскольникова, все внимание переключалось на Соню. Получалось, что не сам Родион пришел к необходимости пройти через эту боль и страх, а Сонечка своей любовью спасла его. Но Раскольников то должен был сделать это сам! Сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда то делил на категории и презирал, людей! Даже «объятья» писатель заменяет на «схватив его за обе руки», ибо в «объятьях» видна была любовь Сонечки, а писателю необходимо было показать поддержку Сонечкой Раскольникова перед решительным и самостоятельным поступком. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто бы говорит Соня.

Учитель. Причина страданий, причина преступлений Раскольникова в том, что он разуверился и в Боге, и в людях. Но разве Бог не пытался оградить его от безумного деяния, разве не посылал знаки, не ставил препон на пути к убийству? Вопрос сложный, чтобы ответить на него, обратимся к другим символам, явленным в романе. Какие предметы, на ваш взгляд, имеют странное, мистическое значение, читаются как знаки и появляются в повествовании неоднократно?

Работа по группам (5 групп работают с текстом романа. Это топор, чистое белье, свеча, камень и крест). Работу начинать следует с символа свечи.

1 группа (предполагаемый результат) (слайд №2, приложение 1)

Свеча всегда несла в себе соотнесенность к Богу, свету, добру. Причем, свеча символизирует свет истины, героев, «освещаемых светом свечи», т.е. «светоносных», несущих свет в темные закоулки души человеческой мало, вернее сказать, что Достоевский сосредоточил весь свет свечи на Сонечке Мармеладовой, светлом двойнике Раскольникова. Тот момент, когда раздавленный и одинокий Родион решился заглянуть к Соне, последняя встречает его со свечой в руках. Свеча по Достоевскому, это состояние души человеческой, познавшей свет истины, или состояние души в поисках этой истины. Любопытно, что последний день жизни Свидригайлова тоже был освещен свечой, которую он, кстати, то зажигал, то тушил. Тем самым, писатель показывает нам борьбу, происходящую в душе Свидригайлова: признать, понять или отвергнуть и отвернуться, закрыть глаза на истину? Свидригайлов выбирает темноту: «Свеча не зажжена, а уж в окнах белеет полный день»… Он не способен поверить в воскрешение, его удел – смерть, но не мертв ли он уже? «Он долго смотрел на них (мух) и, наконец, свободною правою рукою начал ловить одну муху,… но никак не мог поймать».[2] Данные слова показывают тщетность всех попыток Свидригайлова приблизиться к разгадке жизни, смерти и возможности воскрешения. Мухи как символ смерти (они же вечные спутники сатаны и темного начала), утверждают полную победу тьмы и смерти в душе Свидригайлова.

2 группа

Символика чистого белого белья в романе Достоевского выглядит очень необычно.

Раскольникову мешает осуществить задуманное прачка; ею временно стала хозяйкина служанка Настасья. Раскольников уже шел на дело, уже занес ногу, чтобы переступить порог, когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» Свидригайлов перед самоубийством видит в своем сне мертвую девочку, в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами».[3] Достоевский показывает, что его герой, сталкиваясь с чистым бельем, обнаруживает себя на пороговой точке, когда нужно сделать выбор: совершать или не совершать? Убив старуху-процентщицу, Родион замечает вдруг, что «у стены стоит большая постель, весьма чистая». Катерина Ивановна старается сохранить в чистоте последнее бельишко, как бы пытаясь через чистое белье вырваться из затягивающего омута нищеты и греховности (пьянство мужа, постыдная «работа» Сонечки).

3 группа

Топор — эмблема смерти у Достоевского. В этом же ключе может быть прочитана и фамилия главного героя «Преступления и наказания», прочитана не в обычном метафорическом, а буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено, как «идею». Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников — тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка, такое — фактическое — истолкование фамилии Родиона Романовича не покажется произвольным. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой, и в самом деле похож на топор, а его каморка — вытянутая и узкая — не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента. [3] Взмах топора приводит к бесконечности в череде смертей и убийств, что еще более отягощает злодеяние, совершенное Раскольниковым, ибо, кроме двух жертв, есть еще, по крайней мере, одна (Лизавета была беременна). Тем самым, Раскольников как бы обрубает цепочку жизни нескольких людей, лишая их будущности, лишая будущности еще не рожденных и абсолютно безгрешных.

4 группа (слайд №11, приложение 1)

Камень что-то скрывает (символ тайны), хоронит под собой, то есть камень еще и синоним могилы. Украденное Раскольников прячет под камешком, хоронит, скрывает. Петербург —каменная могила, имя Петр переводится как «камень». Любопытно, что у многих персонажей романа отчества - Петровичи; каменность повсюду и вокруг Раскольникова, она преследует его. Камень — надгробная плита. В материале и форме могильной плиты камень обретает свое истинное предназначение. В финале «Преступления и наказания», узнав о самоубийстве Свидригайлова, Раскольников чувствует, что «на него как бы что-то упало и его и как будто придавило. А в начале романа мы читаем: «он (Раскольников) был задавлен бедностью»; заметьте, не подавлен еще, а уже задавлен, погребен под каменной тяжестью нищеты. Основное значение этого символа – груз убийства, ибо этот - самый тяжелый груз из всех перечисленных. Мертвый Лазарь находится в могиле за камнем, в такой же могиле находится «мертвый» Раскольников, «убивший себя, а не старушку».

5 группа (слайд №12, приложение 1)

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».[5] Конечно же, на первом месте в романе именно это значение креста. Но вспомним, что у слова есть еще одно значение. «Вместе… страдать пойдем, вместе и крест понесем…», - говорит Родиону Сонечка. Крест здесь мыслится как страдание, это второе значение слова. Нательный крест надевает человек на себя, на тело. Христос же себя на крест надел, сделав последний трагичным, нательным в самом прямом смысле слова. «Есть на тебе крест?», - спрашивает Раскольникова Соня, предлагая ему свой собственный кипарисный, а себе оставляя медный крестик убитой Лизаветы.

Учитель. Где еще мы видим напоминание о кресте?

Предполагаемый ответ. Перевязан крест-накрест заклад, который принес своей будущей жертве Раскольников. Причем, жертва явно не замечает этой подчеркнуто излишней крестообразности: ««Да что он тут навертел?» - с досадой вскричала старуха»[2] и была тут же убита, продолжая (о, губительная жадность) держать «заклад» в уже мертвой руке. Раскольников после уже сбрасывает убитой старухе на грудь снятые со шнурка крестики и образок, оставляя лишь кошелек. Да, теперь он действительно без креста. Вспомним, как в его страшном сновидении кричит распоясавшемуся Миколке старик из толпы: «Креста на тебе нет!». Но тот убивает лошадь и,заметьте, добивает ее «ломом зря по спине», Раскольников же убивает людей, (двух), да еще и ударом по темени.

Учитель. Таким образом, мы вновь возвращаемся к числу «четыре», ведь крест и состоит из этих четырех линий. В романе есть еще один крест, правда, видимый только Сонечке, но невидимый еще самим Раскольниковым. Он говорит о трех дорогах, ожидающих Сонечку, не замечая четвертого пути, того что ясно узрела сама Соня и она указывает на этот четвертый истинный путь спасения Родиону.

1 дорога - «броситься в канаву»

2 – попасть в сумашедший дом

3 – броситься в разврат

Вспомним, куда настойчиво направляла Сонечка Родиона? Куда он должен был пойти?

Выйти на перекресток (крест), повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать эту землю, по которой он ходит, и которую он презирает. Здесь, на перекрестке, «соединяются» все значения креста: вера, страдание, сострадание. Напоминая еще и о том, что тяжкий крест своей судьбы, отягощенный грехом, должен вынести и пронести сам Раскольников. Четвертая дорога – возлюбить ближнего своего.

Итак, свет поборол тьму, светлый двойник Раскольникова, Сонечка Мармеладова, указала ему истинный путь к возможности воскрешения погибшей его души. Но о том, возможно ли это чудо, мы узнаем, прочитав эпилог романа. А как же, ведь иначе и быть не могло, «ведь никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя», «ночь прошла и день приблизился», «мы же, будучи сынами дня, облекшись в броню веры и любви,…имеем надежду на спасение». [1] Эти слова Апостола Павла хочется произнести в завершении наших двух уроков, посвященных теме веры в романе и Сонечке Мармеладовой…

Федор Михайлович нарек так свою героиню Сонечкой, Софьей. Когда-то очень давно жила в Риме благочестивая христианка Софья и было у нее три дочери: Вера, Надежда и Любовь. И так велика была любовь всех четверых к Богу, что не смогли они ее предать даже перед лицом смерти. Церковь за столь великий подвиг причислила и мать и ее малолетних дочерей к лику святых. Ведь нет ничего более достойного почитания и восхищения, чем истинная, презирающая смерть, любовь, и нет никого достойнее - быть рядом с ЛЮБОВЬЮ - кроме ВЕРЫ и НАДЕЖДЫ. Но не было бы ни любви, ни веры, ни надежды, если не было бы МУДРОСТИ…Ведь София, значит, именно мудрость, мудрость истинную, не способную лгать, приукрашивать, скрывать. Мудрость должна рождать только любовь, а еще веру в нее и надежду на то, что она никогда-никогда не перестанет быть…

Приложение 2

Использованная литература

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Российское Библейское общество, 2009., 1536 с.
  2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом. М.: Худож. Лит., 1983. – 272 С.
  3. Карасев Л. В. Вопросы философии. О символах Достоевского. – 1994. - № 10. – С. 90 – 111.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь рус. яз., 4-е изд. – М., 2007

Ресурсы интернета

  1. Православие.Ru.mht. Интернет-журнал Сретенского монастыря. Символика православного храма.
  2. Интернет-издание «Татьянин день».mht. Два Евангельских Лазаря: почему не воскресают мертвые сегодня. Размышления митрополита Антония Храповицкого.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21