Преподавание литературы Сценарий вечера. Пресс-конференция "Встреча с поэтом Николаем Рубцовым". 10–11-й классыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1126 Коршакова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели мероприятия:
Подготовка и проведение пресс-конференции. Предварительно с учащимися проводится беседа, в которой учитель кратко знакомит сосновными фактами жизни. Объясняет, как будет проходить урок или мероприятие.Рекомендует учащимся литературу для чтения, предлагает почитать стихи поэта. Подумать над темами, которые освещал поэт. Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Ответить на вопросы: “Что заинтересовало в поэзии Николая Рубцова? О чем заставили задуматься стихи?” Учащиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к пресс-конференции. 1 группа учащихся. Назовем их ведущими (исследователями творчества). Они изучают факты жизни поэта, отбирают материал для сценария. Если проводится урок, назначается учащийся, который осуществляет контроль за проведением пресс-конференции. В конце урока он оценивает и рецензирует работу каждого участника. Оформление пресс-конференции. Выставка книг и сборников стихотворений, записи песен, плакат: Портрет. Николай Михайлович Рубцов. (1963-1971)
Газета, посвященная творчеству поэта. Плакаты с цитатами о творчестве. Для участников пресс-конференции выделены места за отдельными столами с карточками-названиями. В центре класса учитель-ведущий и корреспонденты учащиеся. Сценарий проведения пресс-конференции. Ведущий учитель: Сегодня мы проводим пресс-конференцию: “Встреча с поэтом Николаем Рубцовым”, на которой присутствуют корреспонденты и гости. Исследователи творчества (ведущие) и чтецы отвечают на вопросы корреспондентов, они сидят за столиками №1, №2. За столиком №3 – художники-оформители (называет имена), которые оформляли газету и плакаты. (Тихо звучит песня на слова Николая Рубцова “В горнице”. После первого куплета музыка смолкает). Чтец 1:
(“Доволен я буквально всем…”) Цели пресс-конференции. Ведущий учитель: Мы не можем пригласить поэта Н.М.Рубцова для беседы, поэтому пройдем вместе с вами его жизненной поэтической дорогой, часть жизни которого связана с Ленинградской землей, с Приютино. Вслушаемся в его слово, откроем для себя поэта с пронзительным голосом и высокою душою гражданина и патриота. Корреспондент 1: Через какие потери довелось пройти Коле Рубцову в детстве? Ведущий 1: Он несколько дней не дожил до 35 лет. 3 января 2011 года ему исполнилось бы только 75 лет! А родился Н.М.Рубцов в 1936 году в поселке Елецк Архангельской области, был 5 ребенком в семье. Вскоре его родители (отец был партийным, участвовал в коллективизации) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, в 1942 году, но совсем осиротила мальчишку война. Отец получает повестку на фронт. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Через год его разлучили с братом и отправили в Никольский детский дом. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он своей родиной. Корреспондент 2: Есть ли пример, что стихи поэта являлись иллюстрацией к его воспоминаниям? Ведущий 2: Да, в качестве примера можно назвать стихотворение “Русский огонек”, которое помогает оценить тепло человеческой души. Сюжет предельно прост: путника пускают в дом снежной одинокой ночью, дают теплую одежду, привечают неторопливой беседой. Автор через 20 лет, вспоминая детдомовские годы, напишет: “а мы по утрам, замерзая в своих плохеньких одеждах, пробирались сквозь мороз и сугробы к родной школе. Там нас встречала Нина Ильинична и заботилась о нас, как только могла… Все мы тогда испытывали острый недостаток школьных принадлежностей. Даже чернил не было. Бумаги не было тоже. Нина Ильинична учила нас изготовлять чернила из сажи. А тетради для нас делала из своих книг. И мы с великим прилежанием выводили буквы по этим пожелтевшим страницам на уроках чистописания. По вечерам зимой рано темнело, завывали в темноте сильные ветры. И Нина Ильинична часто провожала учеников из школы. Долго по вечерам горел в ее окне свет, горел озабоченно и трепетно, как сама ее добрая душа. И никто из нас не знал, что в жизни у нее случилось большое горе: погиб на фронте муж…” (Коняев Н. “Путник на краю поля”) Чтец 3:
Ведущий учитель: Какие мысли, чувства, воспоминания появляются, когда вы слышите эти строки? О чем заставляют задуматься? – О тяжелом военном и сиротском детстве поэта. Корреспондент 1: Как судьба привела Николая Рубцова к морю: морской профессии и службе? Ведущий 3: Откуда у мальчишки, выросшего среди полей и лесов, возникла необъяснимая любовь к морю, которого никогда не видел? Возможно, слышал о знаменитом земляке Кускове, который сто лет назад основал “Форт-Росс” в Калифорнии. В 1950 году отправляется в Ригу, после окончания семилетки, поступать в мореходное училище. Но документы не приняли – не исполнилось 15 лет. Через 2 года приезжает в Архангельск, где не сразу попадает кочегаром на рыболовное судно. Чтец 4:
Ведущий 4: Работа на тральщике оказалась для него, чье детство выпало на голодные годы войны, непосильной. В 1955 году он приезжает к брату Альберту Михайловичу в Приютино под Ленинградом. Жил в общежитии усадьбы Приютино, которое располагалось во флигеле, работал на полигоне слесарем. Здесь встретился со своей первой любовью. Чтец 4:
(Звучит песня А.Барыкина “Букет” на стихи Николая Рубцова “Я буду долго гнать велосипед”). Корреспондент 1: Когда состоялось рождение поэта Николая Рубцова? Можно ли назвать точную дату? Ведущий 7: Как происходит неуловимый поворот, превращающий рядового сочинителя в настоящего поэта, односложно ответить нельзя. В 1963-1964 годах были опубликованы в журнале “Октябрь” стихи, которые заметили и читатели, и соратники по литературному институту: “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…” Впоследствии они стали хрестоматийными, многие – шедеврами русской лирики. Стихотворение “Видение на холме” родилось после поездки на Вологодчину. Задумывалось как чисто историческое, но, обращаясь к России, поэт вдруг ощутил в себе силу родной земли, и голос его разросся, обретая привычные нам рубцовские интонации. Чтец 5:
Ведущий 7: Голос рос, становился неподвластным самому поэту, словно это не голос Рубцова, а голос самой земли. Продолжая некрасовские и блоковские традиции, поэт говорит о современных бедах, выпавших его родине в период хрущевского лихолетья. Чтец 5:
Ведущий 7: В “Виденьях на холме” можно обнаружить характерные для зрелого Рубцова образы и интонации, восприятие мира, понимание русской судьбы. Прошлое, настоящее и будущее существуют в его стихах одновременно. Ведущий 8: “Немало разных див” повидал Рубцов в своих странствиях по нашей земле, и все же тянуло на родину, домой, любое напоминание возвращало туда, вызывало щемящую тоску и понимание, что родина – точка отсчета всего в твоей жизни: Чтец 6:
(“Березы”) Ведущий 8: Каждому, кто хоть раз уезжал из отчего дома, кто помнит тепло материнских рук, понятны чувства, переданные в стихотворении “Тихая моя родина”. Чтец 6:
Ведущий учитель: – О чем заставляет задуматься стихотворение “Тихая моя родина”? (Учитель вызывает на беседу, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями). Корреспондент 2: Что можно сказать о музыкальности поэта Николая Михайловича? Ведущий 11: Стихи Николая Рубцова мелодичны и напевны, к ним обращаются композиторы, и тогда рождаются удивительные по задушевности песни. (Звучит песня на слова Н.Рубцова “В горнице” в исполнении И. Капуро). Ведущий 11: Критик Селезнев писал: “Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее”. Многие стихи его – это песни в их эпическом смысле. Вслушаемся в музыку хотя бы этих строк: Чтец 8:
Заключение. Ведущий учитель: Поэзия всегда была инструментом, воспитывающим душу и чувства гражданина. Задача читателя – еще и еще раз приникать к чистому роднику поэзии Николая Рубцова, черпать из него свои силы. Сегодня мы с вами говорили о любви к Родине, о красоте родной природы, об умении обогреть окружающих, передать им частичку своей души и тем самым стать богаче и душевнее. Хочется выразить уверенность, что для вас всегда будет светить звезда поэзии большого русского поэта Николая Рубцова. И за этой встречей последуют другие. Дается слово Библиотекарям, которые сделают обзор литературы по данной теме. Журналисты, присутствующие на пресс-конференции, хотят поделиться своими заметками и впечатлениями. Им слово… “Мне очень понравилась пресс-конференция. Стихи Н.Рубцова сильно берут за душу и заставляют задуматься о нашей Родине, о том добром, что у нас есть. И пусть мы еще не все можем понять, прочувствовать в его стихах, но приобщиться и задуматься над его мыслями и чувствами мы можем…” Список используемой литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |