Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова "Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 970 Путилова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи занятия:
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
Время реализации занятия: 2 урока. Авторский медиапродукт:
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Целевая установка. Тема нашего урока: Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения» на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова. (слайд №1) Задачи урока:
3. Разминка. Учитель: - Определите, какими частями речи являются все записанные на доске слова.
4. Обобщение изученного. Учитель: - Говорить мы сегодня будем об односоставных предложениях, но работать будем на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова (1814 -1841). Цитата урока: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы сделал: взял его рассказы и разбирал бы, как разбирают в школе, - по предложениям, по частям предложения, так бы и учился писать». (слайд №2) Учитель: — А ведь действительно, с русским языком можно творить чудеса. На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня мы посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения М.Ю. Лермонтов. Итак, начнем работу. 1. Задание: Продолжите и запишите стихотворение Лермонтова (слайд №3)
2. Задание: Анализ текста, который проводит ученик, задавая вопросы классу:
3. Задание: Работа с текстом. «Орфографическая разминка». Учитель: - Ребята, перед вами лежат тексты стихотворений Лермонтова. Назовите строчки М.Ю. Лермонтова, в словах которых встречались бы все перечисленные орфограммы. (Приложение 1) 5. Словарная работа. (слайд №4) Учитель: - Вы обратили внимание, ребята, утёс, большой, крепкий, назван горючим? Подберите омонимы к слову горючий.
Горе – общеславянское слово того же корня, что и гореть от др. ирландского gorim «согреваю», буквально «то, что жжет». Работа над этимологией слова (этимологические словари у каждого на столе). Учитель: Подберите и запишите синонимы к слову горевать (слайд №5) Ответ записываем: скорбеть, сокрушаться, тужить, убиваться, кручиниться. Учитель: - А к слову грустный? Ответ записываем: печальный, унылый, невесёлый, скучный. Учитель: - Так почему же Лермонтов берет слово горючий? Ответ: Потому что утёс горюет, его горе в одиночестве. Этимология слова: Утёс (по Шанскому) образовано от утесать «стесать». Буквально «гладкая (обтёсанная скала)». 6. Игровая пятиминутка «Этимологическое лото». Этимологическое лото. Учащиеся получают по одной большой карточке, разделённой на части. В каждой части по слову. У учителя – набор маленьких карточек, на одной стороне – слово; на другой – этимологическая справка к нему. Учитель читает этимологию, а ученики определяют, к какому слову она подходит. Побеждает тот, кто, подняв руку, называет слово и однокоренные слова и первым закрывает все части карточки. (Играем, а в это время ученики работают на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса на повторение) 7. Компьютерный опрос по ранее изученным темам. Работа на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса на повторение. Компьютер, оценивая ответы, выводит оценку, которую ученик сам записывает в карточку индивидуального учета знаний. Тема №3. Вариант 169 «Знаки препинания в конце предложения». Тема №10. Вариант 506. «Непроверяемые написания». Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым». 8. Повторение по теме «Односоставные предложения». Учитель: - Давайте, ребята, пробежим, соблюдая алгоритм, дистанцию «Определение типа предложения по его грамматической основе». Итак, СТАРТ! (работа по карточкам) (Приложение 2) Повторили. Думаю, теперь мы успешно справимся со слуховым диктантом. 9. Слуховой диктант. Учитель:
Учитель: - К какой группе односоставных предложений относятся безличные предложения)? Ответ: (бесподлежащно-сказуемные) - Почему? Ответ: (отсутствуют подлежащие) - Какие еще виды односоставных предложений относятся к бесподлежащно-сказуемным? Ответ: (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщенно-личные) 10. Грамматические сказки. 1. Монолог Безличного Предложения. Учитель: - Вспомним лингвистическую миниатюру о Безличных Предложениях. (Лингвистические миниатюры взяты из книги В.Волиной «Синтаксис и пунктуация») Рассказ ученика о Безличном Предложении. (Приложение 3) Вывод учащихся:
Учитель: - Я прочитаю Вам слова М.Ю. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. О каком? Учитель: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». Ответ: (Определенно-личные предложения) 2. Определённо-личные предложения. (слайд №6) Учитель: - Повторим, какие же предложения называются определённо-личными? Ученица рассказывает лингвистическую миниатюру об Определенно – Личных Предложениях. (Приложение 4) Учитель: - Чем выражено сказуемое в этих предложениях? Вывод учащихся: -Главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 1л, 2л, единственного, множественного числа. Лицо мыслится определённо. Задание: Найдите в подборке стихотворений определенно-личные предложения. Ответы учащихся:
3. Неопределённо-личные предложения. (слайд №6) Учитель: - Ученый лингвист А.М. Пешковский так охарактеризовал следующий вид предложений. «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое». Рассказ ученика о Неопределённо-Личных Предложениях. (Приложение 4) Учитель: - Чем выражен главный член предложения? Ответ учащихся: (сказуемым в 3 лице множественного числа) 4. Синтаксическая «пятиминутка». Учитель: Задание: записать предложения под диктовку, комментируя и разбирая по членам предложения. 1.
2. Вам не видать таких сражений. Учитель: - Сфера употребления неопределённо-личных предложений широка, мы только что увидели это в записи односоставных предложений из стихотворений М. Лермонтова. Я же не могу не вспомнить эпизод из произведения Гоголя «Тарас Бульба». Читаю: «И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр». 5. Цифровой диктант. (слайд №7) Учитель читает предложения, дети, не записывая предложения, распределяют их, помечая только номера предложений.
Например:
6. Назывные предложения. (слайд №6) Лингвистическая миниатюра ученицы о Назывных Предложениях. (Приложение 5) Учитель: - Обратили ли вы внимание, что интонация при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, ровная, спокойная. Выдерживается пауза? Опрос: - Где используются назывные предложения? Ответ: (И в речи, и в художественном тексте) - Как называется группа, к которой относятся назывные предложения? Ответ: (Бессказуемно-подлежащные). Письменное задание: Ассоциативный ряд на отрывок из стихотворения «Бородино» тексты со стихотворением лежат на столах у учащихся. Учитель: Напишите с помощью назывных предложений сценарий или просто ассоциативный ряд. (слайды №8,9,10) Например:
7. Поиграем? Литературная «проверка». (слайд№11,12) Учитель: - Я читаю строку из известного произведения, а вы, ребята, продолжаете или вспоминаете начало стихотворения, указывая автора. 1. Мороз и солнце! … (День чудесный!). (Пушкин). 2. Славная … (осень!). (Некрасов) 3. Переправа … (переправа). (Твардовский) 4. Темень … (холод). (Твардовский). 5. Унылая пора! … (Очей очарованье!). (Пушкин). 6. Любви, надежды, … (тихой славы). (Чаадаев) 7.
8. Ночь. … (Улица. Фонарь. Аптека.) (Блок). 9.
10. Подруга думы … (праздной, чернильница моя). (Пушкин). 11. Вывод, подведение итога. Беседой завершается этап работы по обобщению знаний. (слайд №13) Учитель: - Мы увидели насколько яркими и выразительными средствами являются односоставные предложения в художественном тексте. Как был бы беден наш русский язык, не будь односоставных предложений. Итог: - Итак, выяснены признаки всех типов односоставных предложений, роль их в речи, определен порядок рассуждений при распознавании типов односоставных предложений. Осталось, ребята, выполнить самостоятельную работу на «5». 12. Самостоятельная работа. (слайд №14,15) Заключительный этап урока строится с учетом дифференцированного подхода к учащимся:
13. Домашнее задание. (слайд №16)
14. Рефлексия. Учитель:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |