Оформление доски: Слайд №2: Эпиграфы: Комментарий – 1. пояснение; 2. примечание; 3. толкование. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова 2) Презентация: Слайды №3-№4: Текст В.Розова “Счастье”. Слайд №7: Схема “Оформление цитаты”. Слайд №10: Схема “Виды комментирования”. Слайд №14: Таблица: “Лексика, помогающая грамотно оформить комментарий”. Ход урока 1) Вступительное слово учителя: - цели и задачи урока; - программирование урока (проверка домашнего задания: - проблема текста, тип текста, комментарий проблемы текста); - чтение и объяснение эпиграфов. 2) Чтение текста (Слайд №3-№4: Текст В.Розова “Счастье”) 3) Работа с классом по тексту. Какой тип речи автор использует в данном тексте? (Рассуждение (1 – 12 предл. и 17 – 22 предл.) с элементами повествования (13 –16предл.) Над какой проблемой задумывается автор? Слайд №5 (2предл. – “Но где кроется самая сердцевина счастья?”). Какое это предложение по цели высказывания? (Риторический вопрос, над которым размышляет автор.) Как можно сформулировать проблему данного текста? (На доске записано предложение, в котором необходимо расставить знаки препинания: Слайд №6: В.Розов поднимает проблему естественной потребности людей быть счастливыми и задаётся вопросом Где кроется самая сердцевина счастья?) Знания какой пунтограммы мы используем при оформлении предложения? (Знаки препинания при цитатах: работа по схеме Слайд №7: найти в тексте явные (10, 14, 15 предл.) и неявные (9, 22 предл.) цитаты). Какова позиция автора в размышлении над этой проблемой? Слайд №8 -9 (17 предл. – “Счастье кроется именно в гармонии личности”) Какую роль играет эта фраза в тексте типа рассуждения? (Роль тезиса) А так как тезис является ещё и выводом, к которому Розов приходит путём рассуждения, то мы должны пройти этот путь вместе с автором - это и называется текстуальным комментарием (Слайд №10). (Слайд №11-12: Предложения записаны на доске для разбора орфограмм и пунктограмм. Необходимо указать на оформление ссылки – (предл.3) 1). (В)начале он приглашает поразмышлять (в)месте с ним (3 предл.) и даже поспорить. 2). Автор задаёт вопросы, в которых предпол…гаеся выбор: что такое счастье удобная квартира, хорошая еда, нарядная одежда, или оно заключается в здоровье?) Зачем автор во втором абзаце использует высказывания писателей-гуманистов М.Горького, А.П.Чехова? Какой смысл этих высказываний? (Человек сам должен стремиться к счастью и быть оптимистом при этом.) Вспоминая эпизод из своей жизни, В.Розов произносит фразу: Слайд №13 “Дух мой был здоров”. Что она обозначает? 10.Исключает ли он “внешние условия существования человека” в формировании личности? (Нет, но не считает их самыми важными (18 предл.). 11.Что он считает самым важным в формировании гармоничной, т.е. счастливой личности? Найдите это в тексте. (21 – 22 предл.). Можно ли это считать позицией автора? 4). Самостоятельная работа над сочинением по плану к 3 части ЕГЭ: (Слайд № 14) (использование клише из Слайда №15) 1.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). 2.Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. |