Преподавание литературы Смех в "Тихом Доне" М.Шолохова (смех в мирной жизни и на войне)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1033 Бучма Ирина Олеговна, учитель русского языка и литературы Роман-эпопея "Тихий Дон" М. А. Шолохова повествует о сложном историческом времени, художественно передает "колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции" [3]. "Тихий Дон" - это трагическое произведение, безусловно. Роман отражает и изображает историческое заблуждение казачества и перипетии с этим связанные. Многие исследователи посвятили свои работы "Тихому Дону". А. Ф. Бритиков, В. Петелин, Л. Якименко, А. Хватов, Л. Штавдакер и другие писали о романе и о его трагедийности, попутно сказав и о смеховом аспекте. Хотелось бы уделить большее внимание смеху. В жизни часто смешное, комическое переплетается с печальным, трагическим. Ешё В. Г. Белинский писал: "Толпе доступен только внешний комизм; она не понимает, что есть точки, где комическое сходится с трагическим и возбуждает уже не легкий и радостный, а болезненный и горький смех" [1]. Впоследствии это положение поддерживал и Ф. М. Достоевский. Он указывал, что "в подкладке" комического, как правило, лежит трагическое, то есть отмечал их причинно-следственную связь. В романе М. Шолохова "Тихий Дон" сплошь и рядом видим это соединение трагического и комического. В понимании Достоевского Ф. М., смех, как лакмусовая бумажка, через которую проявляется вся сущность человека. Он пишет: "Если захотите рассмотреть человека, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеалами, а смотрите лучше, как он смеётся. Хорошо смеётся человек - значит, хороший человек: Я понимаю лишь то, что смех есть самая верная проба души" [4]. Роман трагичен. Важнейшая особенность трагедийности в том, что она пронизана смехом. Трагедийность многотональна и многоцветна, и смех, в свою очередь, разнообразен и многоразличен. Диапазон его велик. От остроумия в мирном быту до порохового участия в военных обстоятельствах. Через всю художественную ткань романа разлита стихия смеха. Комическое придает ему особый эпический колорит. Читая "Тихий Дон", мы не только зрим страшные картины боя, разрубленные человеческие тела, море крови, не только проникаемся горем людским, не только плачем над смертью полюбившихся героев, но видим и ощущаем проявление светлого духа и жизнерадостного настроения. Условно смех можно разделить на "мирный" и на "военный", то есть комическая разрядка присуща не только людям в мирной жизни, но шутка сопутствует казакам и в бою, и возле костра, и на коне. Смех в мирном быту разнообразен, потому что многостороння сама жизнь. От мягкого, успокаивающего смеха, от смеха с "перцем" до резкой, издевательской шутки. Он помогает жить и переживать передряги. Он, как воздух, для казака, как вода. Почему смеются, над чем смеются бабы, старики, казаки? Казаки и казачки острят и шуткуют в мирной жизни по любому поводу. Смеются в романе все и на все лады. Уже с первых страниц эпопеи мы наблюдаем отсвет прекрасного комического. Прокофий Мелехов вернулся с турецких событий, привез с собою пленную турчанку. Вот как реагируют бабы. ":- И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так: Ни заду, ни пуза, одна срама: :- А ишо, бабоньки, ходит-то она:в Прокофьевых шароварах. - Ну-у?..- ахали бабы испуганно и дружно". Казаки шуткуют порой просто ради смеха, для настроения. По поговорке "мели Емеля". "Вышел из хаты Степан, за ним семенила древняя горбатая старушонка. Христоня, запрягавший лошадей, пожалел её: - Эх, бабуня, как тебя согнуло-то! Небось, в церкви поклоны класть способно, чудок нагнулась - и вот он пол. - Соколик мой, атаманец, мне - поклоны класть, на тебе - собак вешать способно: Всякому своё,- старуха сурово улыбнулась, удивив Христоню густым рядом несъеденных мелких зубов:" Зубастая старушка знала толк в остром слове и, несмотря на свою древность, "отъела" Христоню достойно. Смех в казачьей среде поразительно многообразен. Казаки, отдыхая, рассказывают смешные истории, они отвлекаются, расслабляются. Смех выполняет функцию развлекательную, функцию "бальзама для души". Но казаки не только рассказывают истории, не только острят, они ещё и сами попадают в комичные ситуации, вызывающие среди них "смачный и густой" хохот. Смех захватывает каждого, он (смех) открытый и оказывает к тому же оздоровительное действие. Встречались среди казаков мастера байки. "Служил Авдеич когда-то в лейб-гвардии Атаманском полку. На службу пошел Синилиным, а вернулся: Брехом". "Начал рассказывать диковинные истории про службу свою при царском дворе". Например, как однажды по приказу "инператора" догнал сбежавшего арестованного злодея и доставил его к светлейшему. "Слышу, сам кричит: "Марея Федоровна, Марея Федоровна! Вставай скорей, ставь самовар, Иван Авдеев приехал!". Громом лопнул в задних рядах смех". Почему и к чему брехал Авдеич? Может быть, именно для общего смеха, как впоследствии эта интонация будет классически разработана на истории Щукаря, который, по словам А. Твардовского, "врал для смеху, никогда не лгал для лжи". Перед слушателями раскрывается простая душа Авдеича. Его ложь беззлобная, бескорыстная. Все знают, что Авдеич "брешет", но его любят слушать. Громом лопнувший смех, причем смех без издевки, служит наградой Авдеичу, а не осмеянием. Надо заметить, что Шолохов часто использует форму сказа, чтобы передать комизм ситуации. И это не зря, потому что мы наблюдаем не только за рассказчиком, за его повествованием, но и за реакцией слушателей. Королёнок А. И. указывает и на другие средства выявления комического в "Тихом Доне". Кроме сказа, он называет монологи, перебой реплик, полилоги, живую реакцию очевидцев и слушателей. ":-Сосед, ты, никак, бабу волокёшь с собой? Смешливый Аникушка, приплясывая, подошёл к саням. - Везу, везу. Для сугреву. - Тепла от ней мало, суха дюже. - Овсом кормлю, а вот не поправляется:" В романе "Тихий Дон" нередко мерилом силы и удали выступает способность шутить. Способность шутить, острить не только придаёт бравурный вид казаку, но и показывает превосходство казака над бабой. Нет, это не уничижает женский пол. Это лишь в очередной раз напоминает нам об укладе казацкой жизни. Ершистое казацкое слово не стеснялось охальной фривольности. "Дарья "по-казацки" сидела на лошади, и Петро не утерпел, чтобы не крикнуть ей вслед: -Эй, гляди, потрёшь! -Небось! - отмахнулась Дарья:" Ругательства в быту непременный обычай. Как правило, они расцвечены многокрасочной образностью. В сердцах сказанное слово отображается в художественной литературе испокон. Нет смысла даже перечислять авторские адреса. У Шолохова, в особенности, в "Тихом Доне" ругательства встречаются очень часто и отличаются замечательной живописностью. И жарко дышат насмешкой. Пантелей Прокофьевич, резво проезжая по хутору, задавил ненароком поросёнка Анютки Озеровой, бабы злой и не в меру длинноязыкой. ":-Нечистый дух!.. Чертяка!.. - горланила она, махая руками. - Я тебя, узду твою мать, научу, как сиротскую животину давить!.." Часто герои Шолохова попадают в ситуации, не смешные для них самих. "Над хутором Сингиным: появился аэроплан. - Зараз начнёт бонбы метать! Держися! - испуганно крикнул какой-то догадливый дед. : толпа брызнула врассыпную. Бабы волоком тянули: детишек, старики с козлиной сноровкой и проворством прыгали через плетни: На проулке осталась одна старуха: упала, да так и осталась лежать, бесстыже задрав тощие ноги: Спасать старуху никто не вернулся: В этот-то момент: и случился детский грех. Комизм ситуации создаётся путём соединения противоположных понятий "старуха" и "детский грех". Глаголы "брызнула", "тянули", "прыгали" и словосочетание "козлиная сноровка" также оттеняют комизм положения. В романе очень много смешных и комичных сцен, о каждой невозможно сказать в отдельности. "Тихий Дон" отнюдь не весёлое произведение, но комическое, как радуга после дождя, появляется чуть ли не на каждой странице. Комичные ситуации, смеховые сцены - это не специально созданное казаками, это - часть их жизни. Шутить, острить - природное свойство казака, без которого ему и жизнь не жизнь. Смех в мирной жизни чаще выполняет развлекательную функцию и оздоровительное действие. Он разряжает обстановку, он прячет за собой тревогу, издёвку, он несёт в себе противоположное значение, он придаёт бравурность казаку - в этом его разнообразие и колорит. Смех на войне. Казаки без шутки никуда. Даже в боевых условиях она рядом. "Военный" смех казаков иного содержания. Если смех в мирном быту чаще выполняет развлекательную функцию, то "военный" - функцию социальную, взрывая противоречия, назревшие в военном быту. Этот смех с иронией, а то и со злобой. Смех изменяется настолько, насколько обостряются события: от легковесных шуток до кусачей иронии. Через шутку высвечивается правда, правда, которую понимают, которая не радует. Трагедийное выходит на поверхность благодаря комическому. ": Не отвечая, человек прошёл до середины состава, спросил, просовываясь в дверную щель вагона: - Какая сотня? - Арестантская,- хохотнули из темноты:" Да, казаки, как под арестом, что велят им, то и делают они, аж "чубы трясутся". Они понимают, что ураган перемен заносит их далеко, заметает пути-дороги. Выбраться бы живыми да по домам. К жёнам, детям. Смех не только отображает исторические противоречия, но ещё помогает перед боем. Шутка и развлекает, и лечит, и успокаивает, и отвлекает от тяжёлых дум, и утешает "стонущее" сердце. ": Татарская пехота, - "пластунки", как их шутя прозвали конные, - несмотря на строгий приказ не сходиться, собирались толпами, делились патронами, курили, перекидывались шутками:" Война. Но казаки не унимаются и находят, где отпустить легковесную шутку. Группа казаков под началом Степана Астахова едут с боевым заданием в местечко Любов. "У колодца на выезде босая девка черпала бадьей воду <:> Рвачев насмешливо скосился на Крючкова: - Загляделся? - У ней ноги красные, как у гулюшки, - засмеялся Крючков, и все, как по команде, оглянулись. Девка нагнулась над срубом, выставив туго обтянутый раздвоенный зад, раскорячив красноикрые полные ноги. - Жениться бы: - вздохнул Попов. - Дай я те плеткой отжиню разок, - предложил Астахов <:> Пересмеиваясь, казаки пошли рысью:" Социально мыслящие казаки в спорах за народную правду неизбежно пускают в ход острую пику смеха. Иван Лагутин, казак, член солдатского комитета, в словесном столкновении с Евгением Листницким ставит его в тупик. "Большевики последнюю землишку у меня не возьмут. У меня в аккурат один пай, им моя земля без надобности:А вот к примеру, - вы не обижайтесь только! - у вашего папаши десять тыщев десятин. - Не десять, а четыре. - Ну, все одно, хучь четыре, - рази мал кусок? Какой же это порядок, можно сказать? А кинь по России - таких, как ваш папаша, очень даже много. И так рассудите, господин есаул, что каждый рот куска просит. И вы желаете кушать, и другие всякие люди тоже желают исть. Это ить один цыган приучал кобылу не исть, - дескать приобыкнет без корму. А она, сердешная, привыкала, привыкала, да на десятые сутки взяла да издохла:" Насмешливая интонация ядреет от образной сочности, в данном случае от народного анекдота, к месту присказанного. "Листницкий чувствовал, что несложным, убийственно-простыми доводами припер его казак к На фронте, в борьбе за свою правду не брезгают и грязным смехом. Встретившись с солдатками женского батальона на обороне Петрограда, казаки нещадно подсмеиваются над одураченными женщинами: " - Тебе бы, тетка, детей рожать, а ты на мущинском деле. - Рожай сам. <:> - Вояки раскоряченные! - Сидели б по домам! Ишь нужда вынесла! - Двухстволки мирского образца! - Спереду - солдат, а сзаду - не то поп, не то черт его знает что:Даже плюнуть охота! Казаки гоготали, веселели, глядя на женщин". На фронте бывает, что и философия перемешивается со смехом. Мишка Кошевой с Алексеем Бешняком ночью лежат в секрете. "Кошевой, с досадой вспоминая, что курить нельзя, тихо шелестел: - Чудная жизнь, Алексей!..Ходют люди ощупкой, как слепые, сходются и расходются, иной раз топчут один одного:Поживешь вот так возле смерти, и диковинно становится, на что эта вся мура? <:> Я, парень, жадный до жизни стал - как вспомню, сколько на свете красивых баб, аж сердце защемит! Вздумаю, что мне их всех сроду не придется облюбить, - и кричать хочу с тоски! Такой я нежный до баб стал, что каждую бы до болятки миловал:Крыл бы и летучую и катучую, лишь бы красивая была:А то тоже с большого ума приладили жизню: всучут одну тебе до смерти - и мусоль ее:нешто не надоисть!.." Молодой, но зрелый Кошевой философски смеется. А через несколько минут попадает в смертельную передрягу. А как чудит Аникушка в горячий момент! Бой. Свистят пули, часто "валятся залпы". У Аникушки кончились патроны: ":он изредка, высовывая из снега голову, воспроизводил губами звук, очень похожий на высвист, издаваемый сурком в момент испуга. - Агхю!.. - по-сурчиному вскрикивал Аникушка, обводя цепь дурашливыми глазами. Справа от него до слез закатывался Степан Астахов, а слева сердито матил Антипка Брех. - Брось, гадюка! Нашел час шутки вышучивать! - Агхю!.. - поворачивался в его сторону Аникушка, в нарочитом испуге округляя глаза:" Аникушка дурачиться, и мы принимаем его дурачество с одобрительной улыбкой. "- Ну, вот мы и перешли на сурчиное положение, - острил сроду не унывающий Аникушка. - В нурях будем жить:" Аникушка весело острит. Ю. Бореев в "Эстетике" определяет остроумие "как способность к творению комизма". "Остроумие, - пишет он, - это талант так концентрировать, заострять и эстетически оценивать реальные противоречия действительности, чтобы нагляден, ощутим стал их комизм". В том, что кончились патроны, в том, что казаки вынуждены оборонять хутор от красных и жить в землянках, нет ничего смешного, но Аникушка находит в этом положении насмешливые оценки. Творит комизм. Мужественный человек способен смеяться над собой в самых щепетильных обстоятельствах. Мишка Кошевой, когда противники всыпали ему двадцать горячих розг, сказал поровшему его казаку: "- Не порядки! - А чем? - Голова думала, а ж:отвечает. Срамота на всю жисть:" Железная жила насмешливости помогает Подтелкову удержать свое достоинство перед самой виселицей. " - Всех:не перестреляете, - улыбнулся Подтелков. - Всю Россию на виселицу не вздернешь. Береги свою голову. Вспомянетесь вы после, да поздно будет!". Петля сразу не захлестнула. Задыхающийся казак выдохнул последнюю насмешку: " - Ишо не научились вешать:Кабы мне пришлось, уж то бы, Спиридонов, не достал до земли:". Захваченный врагами, раненый, избитый Котляров Иван Алексеевич, помня об убийственной силе смеха, обращается к товарищам перед казнью: " - Что же, братцы, умели мы воевать, надо суметь и помереть с гордостью:Об одном мы должны помнить до последнего выдоха. Одна нам остается мысленная утеха, что хотя нас и уколотят, но ить Советскую власть колом не убьешь! Коммунисты! Братцы! Помремте твердо, чтобы враги над нами не насмехались!". Гордый вожак свято верит в народное установление: насмехательство может быть самым страшным, самым позорным наказанием. Смеха боится даже тот, кто уже ничего больше не боится. Иван Алексеевич перед последним выдохом крепится этой народной отвагой. Живописуя всесторонне трагедию войны, Шолохов не упускает, казалось бы, даже такой мелочи, как комизм ее детского восприятия. Мишатка спрашивает отца: " - А ты, папанька, убивал людей на войне? - Отвяжись, репей! - А страшно их убивать? А кровь из них идет, как их убивают? А много крови? Больше, чем из курицы, либо из барана?". И смешно, и горько. Амбивалентно! Шолохов живописно изобразил все стороны войны. От этой всесторонности многообразен и военный смех (примеры это доказывают, но, конечно, их только часть). Он выполняет не только социальную функцию, но и развлекательную, и нравственно-психологическую. Военный смех - острый, ироничный, с насмешкой - жалит и открывает правду. На войне смешивается все: ужасное и смешное, насмешливое и ядрено веселое. В бою своя философия, и она пронизана усмешкой. "Веселый мы народ:", - сказал Григорий Мелехов. И точнее уже не скажешь. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |