Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1139

Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы; Тягина Ирина Алексеевна, учитель биологии

Я шёл вперёд, но всюду замедлялись
Мои шаги при взгляде на цветы.

Данте.

Цели урока:

  • Учить детей видеть и понимать прекрасное;
  • Обобщить знания о цветах как живом организме;
  • Познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства - вышивка лентами;
  • Научить новому виду рукоделия – вышивке цветка лентами;
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе и труду.

Цели для учащихся:

  • повторить биологические сведения о цветке;
  • получить эстетическое наслаждение от художественных текстов и изделий, представленных на уроке;
  • научиться использовать ленты для изготовления цветка;
  • использовать ресурсы Интернет как дополнительный материал.

Цели для педагогов:

  • подобрать методический материал для повторения строения цветка, его значения в жизни природы и человека;
  • найти художественные тексты и дополнительный материал о розе;
  • приготовить раздаточный материал для обучения вышивке цветка;
  • помочь учащимся в разработке слайдов к уроку;
  • подготовить объяснительный материал по сайту Интернета.

Оборудование: иллюстрации, цветок – роза, готовое панно, принадлежности для рукоделия, заготовки по рукоделию, инструкционные карты на каждом столе, выставка образцов.

Программно – техническое оснащение: компьютеры, Интернет – ресурсы, магнитофон, диски – Intel, аудиокассета, ученическая презентация на диске, слайды на диске.

Ход урока

Уч. Б.: Здравствуйте.

Уч. Л.: Сегодня у нас необычный урок – интегрированный, в котором принимают участие учителя технологии, литературы, биологии.

Уч. Т.: На уроке мы:

  • повторим биологические сведения о цветке;
  • получим эстетическое наслаждение от художественных текстов и изделий, представленных на уроке;
  • научимся использовать ленты при изготовлении цветка.

Уч. Б.: Тема нашего урока: «Продлись, продлись, очарованье!»

Рукоделие. Вышивка розы лентами.

Уч. Л.: Мир, который нас окружает, в котором мы живём, - чудесен. Всё, что человек видит и слышит вокруг, он научился передавать красками на полотне, звуками музыки, словами в стихах. И от настоящей картины не хочется отрывать взгляда, красивую музыку хочется слушать, хорошие стихи хочется выучить наизусть.… Всё это говорит о том, что человек научился видеть и чувствовать прекрасное и сумел его передать.

Уч. Б.: Всё это прекрасное человек берёт из жизни, из природы. Сегодня мы обратим внимание на цветы, именно в них воплощается само понятие «природная красота».

Демонстрация слайда из презентации «Мой зеленый мир». (Программа Intel. Обучение для будущего. 2004. Версия 4.1.).

(на фоне демонстрирующегося под звуки музыки слайда).

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горстке – бесконечность
И небо в чашечке цветка.

У. Блейк.

Уч. Т.: «В мир творчества человека ведет песня, слово, кисть художника, резец скульптора и даже игла, если она в руках талантливой мастерицы»,– писала журналист Мардаровская в очерке «Волшебные узоры».

Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Издревле человек украшал свою одежду, жилище, предметы быта и интерьер, выражая свои индивидуальные художественные способности, делая свою жизнь более яркой, самобытной, эмоционально насыщенной.

Это стремление окружить себя различными красивыми вещами вызвало к жизни целый ряд ремесел и рукоделия (вышивка, вязание, плетение). Для этого использовались самые разнообразные средства: волокна, прутья растений, кожа животных.

По мере развития производства совершенствовались различные виды ремесел и ассортимент используемых материалов, техника изготовления изделий.

Рукоделие – нестареющий вид прикладного искусства, имеет многовековую традицию и сегодня остается популярным. Овладение навыками, приемами рукоделия может стать профессией, серьезным подспорьем в семейном бюджете. Выпускница школы, умеющая рукодельничать, сможет и заработать, и станет умелой хозяйкой в доме. Вещи, выполненные своими руками, всегда дороги сердцу, неповторимы, привлекательны.

Посмотрите на изделия рукоделия, выставленные перед вами. Эту красоту, которая окружает нас, можно воплотить в изделиях рукоделия: вышить крестом, гладью, можно связать крючком. (Демонстрация изделий, выполненных учителем и учащимися).

Есть еще один интересный способ создания красивого цветка – с помощью шёлковых лент.

Уч. Б.:

- Скажите, пожалуйста, из чего изготавливается шёлк? (в этом помогает тутовый шелкопряд)

- К какой группе организмов относится шелкопряд? (к бабочкам)

- Как формируется шёлковая нить тутовым шелкопрядом?

(После деятельности на стадии личинки, наступает стадия куколки – это неподвижная стадия. Куколка переносит предстоящие неблагоприятные условия в коконе. Человек научился использовать нити кокона для получения шёлковой нити. В руках человека нити преобразуются в очаровательные ленты и ткани.)

Уч. Л.: Человек всегда хотел выглядеть красиво. Во всякое время, конечно, была своя мода. И вот много столетий назад в моде были шёлковые ленты, которые носили как женщины, так и мужчины.

Сообщение 1-й ученицы (в приложении №1).

Сообщение 2-й ученицы (в приложении № 2).

Уч. Т.: Комментирование ученической работы «Применялись ли ленты для украшения одежды?». (в приложении № 3).

Вы видите изделия, выполненные вышивкой лентами: рамочки для фотографий, пеньюар, вечерняя сумочка (изнутри, чтобы спрятать швы, край расшит маленькими розочками из шелковых лент).

Сегодня на уроке мы с вами научимся работать с лентами. Мир цветковых растений огромен и разнообразен. Какому цветку отдать предпочтение, как выбрать самый красивый и знаменитый? Я хочу вам предложить очаровательный цветок - розу, которую научимся создавать с помощью лент.

Уч. Л.: (обращает внимание на розу в вазе) Сегодня на этом столе не случайно стоит в вазе роза. Её называют царицей цветов. Именно об этом цветке слагаются стихи, сочиняются сказки.

Уч. Б.: Чтобы создать этот красивый цветок – розу, нужно знать строение цветка. К сегодняшнему уроку девочки подготовили материал для повторения.

Ученица: Давайте поиграем! Я предлагаю вам анаграмму «Цветок» (в приложении № 4), и мы вспомним, из каких частей он состоит. (Учащиеся работают на компьютере.) Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

Уч. Б: (комментирует ответы учащихся)

Уч. Т.: Посмотрите на изделия, какие части цветка из перечисленных вами выше передаются при рукоделии? (Ответы учащихся: лепестки, чашелистики). Строение розы такое красивое, нежное, и человеческие руки научились передавать эту красоту в изделиях рукоделия. Розу не зря называют царицей цветов.

Уч. Л.:

Роза – символ божественной тайны.
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.

С. Маршак.

К сегодняшнему уроку некоторые из вас готовили задание: вспомнить художественные произведения, в которых представлен этот цветок – роза. (Ученицы называют сказку Андерсена «Снежная королева», Сента Экзюпери «Маленький принц», Гаршина «Роза и жаба» и др. и комментируют)

Послушайте, как Гаршин описывает розу в майское утро.

«Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла, в самом деле, плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой».

Уч. Б.: Гаршин заметил: «тонкие лепестки».

- Как называется совокупность всех лепестков? (Венчик)

- Какую роль выполняет венчик?

(Содействует опылению, привлекая насекомых – опылителей своей окраской, размерами, характерной формой. Благодаря яркой окраске лепестков отражает часть спектра солнечного света, предохраняя главные части от перегрева. Закрываясь на ночь, создают «камеру», препятствующую чрезмерному охлаждению цветка или от повреждения его холодной росой).

Уч. Л.: Послушайте загадку старую – престарую, сочинённую более тысячи лет назад. Постарайтесь угадать:

Кто такие братьев пять:
Двое бородаты,
Двое безбороды,
А последний, пятый,
Выглядит уродом:
Только справа борода,
Слева нету ни следа.

Уч. Б.: Разгадку даёт зелёная чашечка цветка розы (в приложении № 5).

Её пять зубцов окаймлены выступами и язычками так, что два зубца имеют каёмки с обеих сторон, два – совсем без каёмок, а у одного – каёмка только с одной стороны.

Удобство приспособления для цветка, ещё прячущегося в бутоне, понятно. Пять каёмок закрывают пять щелей. Если бы хоть одной каёмки не хватало, одна щель оставалась бы неприкрытой; шестая каёмка была бы лишней и могла бы мешать.

Уч. Л.: Роза – самый популярный и любимый цветок. О нём сложено много стихов.

Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

И. П. Мятлев.

К сегодняшнему уроку вы подготовили дополнительную информацию из Интернета. (На доске записаны сайты (в приложении № 6), на которых дети нашли различный материал о розе). Расскажите, что интересного вы нашли о розе.

Сообщения учащихся: (в приложении № 7).

Уч. Б.: В наши дни никому, разумеется, не придёт в голову пользоваться розами для подобной расправы с гостями… В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500 кг лепестков, но всего 2 – х капель достаточно для приготовления целого литра духов.

Уч. Л.: Белая роза украшала герб герцогов Йоркских. Красную галльскую розу выбрали своей эмблемой Ланкастеры. Оба семейства претендовали на английской престол, и распря вылилась в 30 - летнюю войну (Война Алой и Белой розы)

Отчеканенная на монетах того времени как символ примирения, роза, вот уже 6 –ой век удивляет человечество необыкновенными красно – белыми лепестками.

Проводится физкультминутка. Учащиеся выполняют движения: роза распускается, стряхивает утреннюю росу, на ветру качается, издает аромат; мы подходим, наклоняемся, вдыхаем аромат, любуемся красотой вокруг нас, забываем об усталости, радуемся жизни.

Уч. Т.: Теперь мы много знаем о цветке. Видим, какую форму имеет этот цветок, и можем приступить к его изготовлению из ленты. Вспомним правила по технике безопасности. (Учащиеся рассказывают правила).

При работе с иголками и булавками:

  1. Шейте с наперстком.
  2. Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
  3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

При работе с ножницами:

  1. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
  2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

Рассмотрим технологию изготовления цветка по слайдам на компьютере. (Работа на компьютере, заходим на сайт http://kpoxa.info/viewtopic.php?t=2369&highlight=, в случае невозможности используем раздаточный материал (в приложении № 8), взятый с этого сайта)

Находим условное обозначение: круг с пятью лучами.

Уч. Б.:

- Почему 5 лучей?

- Что в строении у розы приравнивается 5? /Это 5 лепестков./

- Видим ли мы у розы 5 лепестков? /Нет/

- А сколько лепестков мы видим у розы? /Много/

- Что за запись вы видите на экране монитора - Са5 Со5 А G1, ?

/Формула цветка семейства розоцветных/

- Поясните эту формулу.

(Чашелистиков - 5, лепестков – 5, а не множество - видоизменённые тычинки превратились в лепестки, так как тычинок множество, пестик – 1 или множество).

Уч. Т.: У нас имеется заготовка: круг начерчен, вышита звезда с пятью лучами. Иголка с лентой находится на лицевой стороне канвы.

Находим описание 4 –го рисунка: протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.

Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

Можете пользоваться инструкционной картой «Роза способом «паутинка»» с 5 - го по 8 -ой пункт.

(На столах инструкционная карта «Роза способом «паутинка». Ученицы работают).

Уч. Т.: Демонстрация-анализ выполненных работ.

Вопросы для закрепления:

  1. Какой шов мы научились выполнять?
  2. Можно ли вышивать лентами?
  3. Понравилось вышивать лентами?

Уч. Л.: Надо ли удивляться, что цветы очаровывали не только девушек и женщин, но и мужчин:

Я шёл вперёд, но всюду замедлялись
Мои шаги при взгляде на цветы.

Я думаю, нам сегодня удалось «продлить очарованье», остановить нежное раскрытие лепестков бутона и получить удовольствие от проделанной работы.

Уч. Т.: Вы научились изготавливать розу из лент. И я рекомендую вам использовать эту розу как украшение на различных изделиях. Посмотрите, как красиво смотрятся вещи, сделанные девочками нашей школы. (Просмотр слайдов в приложении № 9)

Уч. Б.: Уже наступила зима, за окном снег, природа уснула. А вот эти розочки, которые вы сегодня сделали, будут напоминать о тёплых днях лета, о солнце, о цветах.

Уч. Т.: Вот эти воспоминания мы запечатлели и создали вот эту красоту. Мы можем эту красоту сделать рукотворной, запечатлеть в изделии. И на уроке мы этому научились.

Уч. Л.: Сколько сложено о цветах легенд и поэм! Сколько цветков стало гербами монарших домов и могучих держав!

Уч. Б.: Что так влечёт человека к цветам? Только ли разнообразие расцветок, тонкие ароматы, изысканность форм?

Уч. Т.: Только ли хрупкая эфемерность лепестков порождает в душе каждого желание защитить и сохранить внешнюю очаровательную красоту через вышивку?

Уч. Л.: А может, всё сложнее и глубже?

Уч. Б.: Может быть цветок, вобравший соки земли и свет неба, кажется нам связующим звеном между этими сферами?

Уч. Т.: Между низом и верхом, Землёй и небом, Человеком и Богом…

Оценки за урок.

Д/З:

  • По технологии: закончить работу по эскизу, спланировать изготовление изделия.
  • По литературе: сочинить четверостишие о розе.
  • По биологии: может быть, вы сочините стихи о строении розы; если найдёте интересный материал в книгах, в Интернете, приносите на урок.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21