Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый интегрированный урок по теме: "Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Открытый интегрированный урок по теме: "Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1307

Измалкова Людмила Яновна, учитель русского языка и литературы; Денисенко Андрей Евгеньевич, учитель изобразительного искусства

Цели:

  • учебные:
    • приобщение школьников к творческому наследию А.С.Пушкина;
    • формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами литературы, живописи;
    • формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине, тексту литературного произведения;
  • воспитательные: воспитание у школьников чувства прекрасного, нравственного идеала на примере муз А.С.Пушкина и мадонн Рафаэля;
  • развивающие: развитие художественного вкуса, аналитических способностей учащихся и коммуникативных умений.

Оформление аудитории:

на стене – название, эпиграф, репродукции картин Рафаэля, Перуджино; портреты Рафаэля, Пушкина, Е.Мусиной-Пушкиной, А.Олениной, Н.Гончаровой; вся композиция увенчана зеленой ветвью; сцена эстетически оформлена: школьники сидят полукругом (2 группы) за столами, покрытыми скатертями; на столах подсвечники украшены веточками цветов, в них горят свечи.
Все используемые предметы на сцене и на ее стене продуманы и решены в одной цветовой гамме.

Эпиграф: "Чистейшей прелести чистейший образец…" А.С.Пушкин

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя литературы.

"Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В.Г.Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре".

II. Представление творчества Рафаэля.

Краткое выступление групп-экскурсоводов двух команд с представлением нескольких произведений Рафаэля "Автопортрет", "Мадонна Конестабиле", "Мадонна Темпи", "Сикстинская мадонна" (задания выданы заранее и должны быть подготовлены дома).

1-я команда.

Ученик: Рафаель Санти (1483–1520) – выдающийся художник эпохи Возрождения, мастер мадонн.
Автопортрет"Автопортрет".
Как известно, Рафаэль – Великий мастер Высокого Возрождения. Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного. Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописи наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.
Но главной своей вершины он достиг в области живописи, став Великим мастером Высокого Возрождения. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года.
Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.

Звучит "Вальс-фантазия" Чайковского.

Мадонна КонестабилеУченица: "Мадонна Конестабиле"(1504 г).
В раннем произведении Рафаэля, названном "Мадонна Конестабиле", по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего.
Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..

2-я команда.

Мадонна ТемпиУченик: "Мадонна Темпи" (1508 г).
С первого взгляда поражает своей искренностью, редкой простотой и ни с чем не сравнимой радостью Мадонна Темпи.
...Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына, идёт по зелёному лугу. Такое впечатление, что она либо напевает малышу песенку, либо в порыве нежности шепчет ему какие-то ласковые слова... Примкнув щекой к головке ребёнка, она кажется счастливейшей из смертных. Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья, способность женщины всем своим существом отдаться этому чувству. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства. Лирический настрой всего полотна лишь подчёркивает философскую и общечеловеческую значительность образа матери, идущей с ребёнком на руках навстречу жизни.

Сикстинская мадоннаУченица: "Сикстинская мадонна".
"Сикстинская мадонна" по праву признана вершиной творчества великого живописца.
В.А. Жуковский после посещения Дрезденской галереи, где и по сей день экспонируется эта картина, писал: "... на лице её ничего не выражено, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство уже перешедшее за границу земного. И далее Жуковский произносит слово определение: "Гений чистой красоты был с неё".
Раздвигающийся занавес вверху – это мотив явления чуда, слева – Святой Сикст потрясён видением вместе со святой коленопреклонённой Варварой – как бы посредники между зрителем и мадонной. Мария спускается с небес; границей земного и небесного миров является парапет, на который облокотились чудесные ангелочки. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.

Учитель изобразительного искусства: Ребята, мы сейчас имели возможность убедиться, как вы замечательно продемонстрировали знание искусства и культуры эпохи Возрождения, выступая в роли экскурсоводов и умело демонстрируя экспонаты нашей гостиной. Сейчас вам предстоит не менее важная задача, продемонстрировав знание теории искусства, умение оценивать и интерпретировать, дать сравнительный анализ репродукций ранее упомянутых произведений, тем самым попытаемся доказать, что сегодня наши "искусствоведы" на высоте.

Задание "аналитикам".

Мария Мусина-ПушкинаВ каждой команде группе искусствоведов предлагаются по 2 репродукции картин мастеров Возрождения (1-ой команде – Рафаэль и Леонардо, 2-ой команде – Рафаэль и Боттичелли ) для сравнительного анализа. Время подготовки – 10 минут". (Схему анализа смотреть в Приложении 1)

III. История создания стихотворения.

Учитель литературы: Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение "Кто знает край …" 1828 г.
Это стихотворение обращено к Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии. Сам Пушкин никогда не был в Италии и вообще за границей, однако, силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край.

Ученица:

Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись,…
…………………………….
Где Рафаэль живописал:
Где в наши дни резец Кановы
Послушный мрамор оживлял,
И Байрон, мученик суровый,
Страдал, любил и проклинал?
……………………………….
Волшебный край, волшебный край,
Страна высоких вдохновений,
Людмила зрит твой древний рай,
Твои пророческие сени.
……………………………….
На рай полуденной природы,
На блеск небес, на ясны воды,
На чудеса немых искусств
В стесненье вдохновенных чувств
Людмила светлый взор возводит,
Дивясь и радуясь душой,
И ничего перед собой
Себя прекрасней не находит,
Стоит ли с важностью очей
Пред флорентийскою Кипридой.
Их две…и мрамор перед ней
Страдает, кажется, обидой
Мечты возвышенной полна,
В молчанье смотрит ли она
На образ нежной Форнарины,
Или Мадонны молодой,
Она задумчивой красой
Очаровательней картины.

Скажите мне: какой певец,
Горя восторгом умиленным,
Чья кисть, чей пламенный резец
Предаст потомкам изумленным
Ее небесные черты?
Где ты, ваятель безымянный
Богини вечной красоты?
И ты, харитою венчанный,
Ты, вдохновенный Рафаэль?

Учитель литературы: Итак, приступим к работе над поэтическим текстом. Недаром наш урок – урок-мастерская. Как вам известно, чтобы понять произведение – нужно вдумчиво вчитаться в содержание, выяснить для себя непонятные слова и образы, узнать историю создания произведения, как оно связано с жизнью и творчеством поэта, его мыслями и чувствами.

Сообщение ученика: А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии.
Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры, хранящаяся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы.
Под образом мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну дела Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция).
Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптора III-го века до н.э., создавшего Венеру Медицийскую.
В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая сторона изящна, музыкальна и зрима. Читаешь стихотворение и зрительно представляешь описываемые картины Этому способствует обилие метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений (небо блещет, неизъяснимой синевой; послушный мрамор оживлял; чудеса немых искусств, мрамор перед ней страдает, кажется, обидой; задумчивой красой; пламенный резец; небесные черты ; харитою венчанный, ты, вдохновенный Рафаэль…
В заключительных строках "Пиши Марию, но другую. С другим младенцем на руках" поэт имеет в виду то, что Мусину-Пушкину звали Марией и у нее в это время был маленький сын. Пушкин, по словам П.А.Вяземского, был очарован Мусиной-Пушкиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля.Судя по всему, и она была неравнодушна к нему. Пушкин часто бывал у них в доме и в доме ее родителей – князя М.М.Урусова…
Стихотворение "Кто знает край …" появилось как результат рассказов М. А. Мусиной-Пушкиной о пребывании в Италии.

Учитель литературы: Итак, ребята, вы прослушали стихотворение "Кто знает край …" А. С. Пушкина, услышали его краткую интерпретацию. А сейчас, продолжая наслаждаться прекрасной поэзией, не забывайте, что сегодня на уроке вы еще должны проявить себя и в других качествах: литературного критика и интерпретатора, анализируя содержание стихотворения, и рецензента, так как, прослушав, нужно будет дать отзыв, рецензию на выразительное чтение стихотворения, а также на его анализ.
Каждая команда, с целью экономии времени на уроке, а также в подтверждение того, что к обеим группам учащихся предъявляются одинаковые требования, получает схемы анализа литературного произведения и краткой рецензии на выразительное чтение стихотворения, краткой рецензии на анализ литературного произведения. Ознакомьтесь с ними (предлагаются каждой из команд).
Что ж, в какой команде лучшие чтецы, знатоки теории литературы и аналитики, кто лучше смог постичь тайны поэзии, определит время и наши рецензенты.
(Схемы анализа и рецензий смотреть в Приложении.)

IV. Сравнительный анализ двух произведений искусства.

Защита учащимися выполненного задания в группах.

1-я команда (группа искусствоведов):

Рафаэль и Леонардо

Мадонна Конестабиле

А. Общие данные

1. Автор (Рафаэль)
2. Название картины (Мадонна Конестабиле)
3. Дата, место создания (1504 г.)
4. Размеры (17,5х18см.)
5. Материал и техника (холст, темпера)

В. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
Характерная для Рафаэля гармония цвета и линии, формы

– (композиция, её особенности)
Композиция произведения вписана в круг, она симметрична, статична и уравновешена.
Композиционный центр – мадонна с Христом

2. Содержание
– сюжет, тема (идея, цель)
Гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью
– эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе
– мотив, символы.
Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучно настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж
3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
Эпоха Возрождения, где человек всегда составляет центр композиции.
– почерк художника, своеобразие
Мягкая живописная манера подчёркивает нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира его окружающего

С. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками)
– значение произведения, ценность для мировой культуры)
Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты его картины. Мадонны Рафаэля – нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали современников Рафаэля.

Джоконда

А. Общие данные

1. Автор (Леонардо да Винчи)
2. Название картины (Джоконда, Мона Лиза)
3. Дата, место создания (1503)
4. Размеры
5. Материал и техника (масло, дерево)

В. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
– (композиция, её особенности)
Композиционный и колористический строй произведения такой, что нам кажется, что Джоконда одновременно изменчива и непоколебима, как природа

2. Содержание
– сюжет, тема (идея, цель)
Леонардо передает вечное течение жизни в одном прекрасном мгновении
– эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
Психологический портрет (тайна в улыбке)
– мотив, символы.

Джоконда – очеловеченная душа природы, ее венец в центре мироздания
3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
Высокое Возрождение
– почерк художника, своеобразие
Живопись интеллектуальна, философична. Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно.

С. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками)
– значение произведения, ценность для мировой культуры)
Будучи высшей точкой, вершиной творчества Леонардо, это полотно является как бы кристаллизацией его гения, сокровенных мыслей и вдохновения.
Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на нее, тем больше возрастает ее воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков.

2-я команда (группа искусствоведов):

Рафаэль и Боттичелли

Сикстинская мадонна

А. Общие данные

1. Автор (Рафаэль)
2. Название картины (Сикстинская мадонна)
3. Дата, место создания (1516–1519)
4. Размеры (монументальное полотно)
5. Материал и техника (масло, холст)

В. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
Гармония объемов и пространства
– (композиция, её особенности)
Композиция произведения представляет спускающуюся Богоматерь с сыном на руках
2. Содержание
– сюжет, тема (идея, цель)
Образ вечной женственности и материнства
– эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
Светлая печаль матери, знающей судьбу своего сына выражена гармонично-величественно и пронзительно остро
– мотив, символы.
Занавес раздвинут перед явлением чуда. Шестипалый св. Петр, ангелочки.

3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
Эпоха Возрождения, где человек всегда составляет центр композиции; именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине.
– почерк художника, своеобразие
Гармония во всем.

С. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками)
– значение произведения, ценность для мировой культуры)
Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
В России, особенно в первой половине XIX века, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: То же благородство, та же грация выражения при той же строгости очертаний!". Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую мадонну".
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать".
Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

Мадонна Магнификат

А. Общие данные

1. Автор (Боттичелли)
2. Название картины (Мадонна Магнификат)
3. Дата, место создания (1481–1485гг)
4. Размеры (Диаметр 118)
5. Материал и техника (Дерево, темпера.)

В. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
Боттичелли – величайший мастер линии. Этим простейшим элементом изобразительного языка он владеет виртуозно. Его картины буквально пронизаны линейным началом. Линия служит главным средством построения фигур и главным средством их эмоциональной выразительности.
– (композиция, её особенности)
Линейный ритм связывает отдельные части в единую композицию.
В картинах Боттичелли человек утрачивает активную роль, он становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма
2. Содержание
– сюжет, тема (идея, цель)
Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.
– эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
– мотив, символы.
Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
– почерк художника, своеобразие
Хрупкая, плоскостная линеарность и грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы

С. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками)
– значение произведения, ценность для мировой культуры)
Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья – щемящей тоской, спокойная созерцательность – неудержимой страстностью.
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил нас своими поэтическими образами.

V. Оценивание работы в группах учителем.

VI. История создания стихотворения.

Учитель литературы: Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении "Ее глаза" (1828 г.)

Ученик (выразительное чтение наизусть, домашнее задание):

Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но сам признайся. То ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!...
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

Учитель литературы: Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову).Пушкин противопоставляет очам Россет глаза Олениной и сравнивает их с глазами "Сикстинской мадонны" Рафаэля.

Поднимет – Ангел Рафаэля
Так созерцает божество…

Какова же история создания этого стихотворения?

Анна ОленинаСообщение ученицы: Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой.
Вырастая в семье крупного петербургского сановника, Президента академии художеств, Анна Оленина с детства вращалась в кругу выдающихся людей своего времени, сама была образованной и общительной личностью.
В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.

Учитель литературы: По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил…", написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви".
Более двадцати романсов написано на это замечательное стихотворение. Послушайте один из них. Музыку написал Б. Шереметьев.

Звучит романс "Я вас любил …".

Сообщение ученика: Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины Рафаэля, известной под названием "Бриджуотерская мадонна". По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина. Хотя по мнению пушкиноведа Владимира Данченко, в книге "Пушкин об Италии" – он утверждает, что эта картина принадлежала кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля.
В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне,что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета "Мадонна".
Сонет был впервые напечатан в альманахе "Сиротка" на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.

Учитель литературы: Ребята, вашему вниманию предлагается выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина "Мадонна". А вы, участники обеих команд, постарайтесь не только прослушать прекрасное исполнение, но и дать рецензию на выразительное чтение, а также предложить свои варианты анализа, которые тоже будут оценены рецензентами.

Ученица: А.С.Пушкин. Стихотворение "Мадонна". (Чтение сонета под звучание музыки Г.Свиридова)

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда хотел свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель литературы: Итак, пока наши аналитики и интерпретаторы готовятся, что же нам скажет рецензент выразительного чтения...
12. Рецензия (сопоставительная) на выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина "Её глаза" и "Мадонна".

(План рецензии в Приложении 2. Здесь и впоследствии приводятся варианты ответов разных по успеваемости учащихся.)

Ученик: Думаю, что обеим исполнительницам удалось передать тему, так как и со мной, я думаю, согласятся многие, красоту и благородство А.Олениной, Н.Гончаровой они передали мастерски. Чувствуется, что каждая интонационная пауза,произнесенная девочками осознана и продумана, а та проникновенная интонация, с которой они читали, действительно соответствует содержанию и настроению стихотворения. Для А.С.Пушкина мадонны – символ чистоты, целомудрия, красоты внешней и внутренней, духовной, созидательного начала, символ любви в самых лучших ее проявлениях; это – музы и вдохновительницы творчества поэта.Все это удалось передать при чтении стихотворений обеими исполнительницами,также как и верно интонационно выделить главную мысль стихотворения.
Тем не менее, следует отметить, что волнение, бесспорно, сказалось на манере исполнения: первая читала более уверенно, вторая, чувствуется, не смогла до конца преодолеть стеснения, смущения, в отдельных местах голос дрожал, поза была не столь уверенной как у первой,интонация более сдержанная, хотя знание текста у обеих безупречно. Нужно признать, что предпочтение отдаем первой в связи с мастерским исполнением, артистичностью,непосредственностью и воодушевлением, которые успели заметить все слушатели, а второй остается пожелать научиться владеть своими чувствами(стеснительностью и неуверенностью), чтобы полнее и содержательнее передать авторские.

VII. Анализ стихотворения №1 (План анализа стихотворения в Приложении 3).

Наталья ГончароваУченица: Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина.
Как известно, 30 июня 1830 года поэт писал: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тыс.рублей". Это была старинная копия картины Рафаэля "Бриджуотерская мадонна", продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина, в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевляла Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта.
Прием отрицания, с которого начинается стихотворение: " Не множеством картин старинных мастеров" еще более подчеркивает желание автора созерцать только
одну картину с изображением пречистой мадонны – "чистейшей прелести чистейший образец".
Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественный спаситель, взирали, творец, ниспослал), использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность.Стихотворение написано в форме сонета.

Учитель литературы: Хорошо. Кратко, лаконично. А теперь предоставим слово участнику другой команды.

VIII. Вариант анализа стихотворения членом второй команды.

Ученица: Накануне женитьбы в 1830 году Пушкин написал стихотворение "Мадонна", которое посвятил Н.Н.Гончаровой.
30 апреля Пушкин посылает своей невесте письмо, в котором говорит о картине итальянского художника Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля: "…часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды…" Описание этой картины и дано в этом стихотворении.
С самых первых строк мы погружаемся в атмосферу божественности и святости.
Кажется, что слова источают едва уловимый аромат ладана и церковного воска. Все вокруг наполнено чарующим благовонием. Подобное ощущение создает используемая автором религиозная лексика, настраивающая читателей на соответствующий лад. Такие слова как "обитель", "суеверно", пречистая", "божественный спаситель", ангелы, "под пальмою Сиона" распространяют вокруг себя ауру благоговейного преклонения, возникает иллюзия нахождения в храме. Поражает то, что чистый огонь любовного пламени выражен на удивление просто. Нет ни ярких эпитетов, ни головокружительных сравнений, ни возвышенных метафор. Все очень гармонично, скульптурно, пластично. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия.
Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны. "Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, чистейшей прелести чистейший образец." "Пречистая – вот эталон женственности,сосредоточие благодетелей, образец для подражания". Ее чарующий облик – вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин, такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле.
Изображенная кистью художника,она является идеалом, предметом желаний и мечтаний. Ее волнующая, дурманящая прелесть греет сердце и душу. Простое созерцание божественного лика приносит покой, радость, умиротворение.Лицезреть ее – вот высшее благо. Поэт говорит, что "лишь одной картины он "желал быть вечно зритель". Мы видим, что не взирая на то, что мадонна с младенцем Иисусом купаются "во славе и лучах", они остаются столь же просты и скромны. И в этом их подлинное величие", которое восхищает "Она с величием, он – с разумом в очах взирали кроткие, во славе и в лучах".
Как мы видим, Пушкин не выходит за рамки классического построения сонета, четко следует правилам, обязывающим, чтобы он состоял из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший. Но несмотря на такое небольшое количество строк, поэт мастерски вкладывает в положенные строки голос души,язык сердца, красноречивые чувства.
У поэта не было возможности приобрести картину и "освятить ею свою обитель. Но взамен он получил гораздо большее. Он нашел божественную красоту на земле, обрел свою мадонну из плоти и крови. Как похожа она на ту самую Мадонну, увиденную им на картине. Кажется, словно с полотна шагнула она к поэту. Столь же невинна, столь же чиста. Пушкин верит, что она небесный, божественный дар, "ниспосланный ему самим Творцом в ответ на долгие мольбы". Те, кто знают картину Пьетро Перуджино, поймут, почему облик Натальи вызвал такие яркие ассоциации с образом Мадонны.
Но дело не только во внешнем сходстве.
Наталья в глазах Пушкина обладала такой же ангельской святостью, была земным образцом "чистейшей прелести."
Светлое чувство к ней согрело и озарило душу, заставило поверить в чудо, в то, что мечты осуществимы. Возможно, именно поэтому, последние строки наполнены необъятной радостью от сознания того, что самое заветное желание исполнено, что он обрел удивительный божественный дар. На первом плане стихотворения тема святой любви к святой женщине матери и женщине-подруге. И любовь к земному эталону любви так же прекрасна.

Учитель литературы: Итак, уважаемые рецензенты, приступайте к подготовке кратких рецензий выступлений ребят.

IX. Рецензия (сопоставительная) на анализ стихотворения А.С.Пушкина "Мадонна" (план рецензии на анализ литературного произведения в Приложении 4).

Ученица: Следует сказать,что в отношении выходных данных обе ученицы осветили в своих анализах произведений материал полно и содержательно: указан автор,название произведения,время появления и история создания,место в творчестве и кому посвящено. Хотя указан различный источник, подвигший на создание произведения, но это как раз свидетельствует о любознательности и начитанности девушек, так как в исследованиях разных пушкиноведов указываются разные картины, вдохновившие Пушкина на создание шедевра: Пьетро Перуджино "Мадонна с младенцем" и Рафаэля "Бриджуотерская мадонна". Также следует отметить, что вторая ученица умело отметила объединяющие начала в творчестве двух гениев: поклонение прекрасному в облике мадонн, что было присуще им как представителям двух эпох: Высокого Возрождения XVI-го века и классической литературе начала XIX-го века.
Обе участницы отметили тему и идею произведения, движение мысли и чувства в художественном тексте, но более поэтично, возвышенно, вдохновенно рассказала вторая о системе художественных образов стихотворения и об их соотнесенности с жизнью поэта и его чувствами; ответ первой, как в целом, так и в данном случае, – краток и лаконичен.
В целом, особенности поэтического языка, такие как тропы и фигуры речи, поэтическая фонетика и лексика, использование явлений морфологии и синтаксиса – подробнее, последовательнее и к месту отмечены в ответе первой ученицы, хотя анализ поэтической лексики стихотворения наиболее удачен у второй.
Более четко прозвучало определение ритма, рифмы, стихотворного размера в ответе первой ученицы, но вторая проявила себя как знаток жанрового своеобразия стихотворения, определив характерные признаки сонета и их соответствие в стихотворении А.С.Пушкина.
Характеристики основных черт лирического героя стихотворения и проявленной к нему авторской позиции, личное восприятие произведения также отмечались у обоих участниц, анализирующих стихотворение. Первая продемонстрировала беспристрастность, констатацию фактов, более сдержанную характеристику, как практик-реалист, критик-аналитик, но, думаю, ближе нам всем романтическое видение основных черт лирического героя – Мадонны А.С.Пушкина – и отношения к ней поэта в анализе второй, так как оценка прекрасного и совершенного предполагает возвышенную лексику, восторженные отклики, тихую радость от увиденного и представляемого не только самим поэтом, но и большинством наших современников.
Таким образом, оба анализа стихотворения хороши и даже, можно сказать, дополняют друг друга, но, все-таки,и, думаю, со мной согласятся присутствующие, более глубокий, вдумчивый подход к анализу произведения продемонстрировала вторая ученица.

X. Итог урока.

Учитель литературы: Итак, дорогие ребята, думается, что сегодняшний урок-мастерская на тему "Образы мадонн в творчестве А.С.Пушкина и Рафаэля" прошел плодотворно, так как вы продемонстрировали глубокие знания не только в области теории литературы, но и искусства, а также исполнительское мастерство,искусно читая стихи; как и во всякой мастерской, так и на этом уроке подтвердили, что "творчество и труд вместе идут", ведь, чтобы дать глубокий и содержательный анализ литературного произведения и произведения искусства,нужно было сплоченно трудиться в каждой команде и проявить не только глубину знаний, но и оригинальность мышления и творческий подход, что на наш взгляд вам удалось как чтецам, литературным критикам, интерпретаторам-аналитикам. Особо хочется отметить ребят, наших "искусствоведов" и "литературоведов", которые, выполнив хорошо опережающее домашнее задание, сумели создать ту обстановку, помогли нам представить ту ауру, в которой творили два гения от литературы и искусства – Пушкин и Рафаэль, и этим создали вам условия для творчества. Как знать, может быть,и о ком-нибудь из вас благодарные потомки будут вспоминать, рассуждая о прекрасном: искусстве, литературе (поэзии) и называя в связи с этим ваши имена.

Приложение 1.

Анализ произведения искусства (живописи).

А. Общие данные

1. Автор
2. Название картины
3. Дата, место создания
4. Размеры
5. Материал и техника

В. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
– (композиция, её особенности)

2. Содержание
– сюжет, тема (идея, цель)
– эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
– мотивы, символы.

3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
– почерк художника, своеобразие

С. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками).
– значение произведения, ценность для мировой культуры)

Приложение 2.

Краткая рецензия на выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Ее глаза” и “Мадонна”

ПЛАН

1. Представлены ли стихи.
2. Владение голосом.
3. Поза.
4. Владение аудиторией.
5. Удалось ли передать тему (красоту и благородство А.Олениной, Н. Гончаровой)?
6. Соответствует ли интонация, с которой было прочитано стихотворение, его настроению?
7. Соблюдались ли интонационные паузы при чтении стихотворения.
8. Как поэту удалось описать своих мадонн и достигнута ли эта цель при воспроизведении текста стихотворения чтецами.
9. Концовка стихотворения (подчеркнута ли интонационно главная мысль).
10. Достоинства, недостатки прочтения стихотворения.
11. Советы, пожелания чтецу.

Приложение 3.

Схема анализа литературного произведения

1. Выходные данные:

а) автор
б) время появления
в) история создания
г) место в творчестве
д) кому посвящено
е) сведения о литературной ситуации: какие существовали в литературе (поэзии) течения и направления;
ж) к кому был близок автор.

2. Структура образов и развитие конфликта:

а) тема и идея произведения.
б) движение мысли и чувства
в) развитие конфликта и сюжета, если он есть.
г) система художественных образов стихотворения; как они соотнесены с жизнью человека и его чувствами.

3. Основные особенности поэтического языка:

а) тропы и фигуры: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия...
б) языковой поуровневый анализ:

– поэтическая фонетика (ассонанс,аллитерация)
– поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы)
– использование явлений морфологии и синтаксиса.

4. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

5. Жанровое своеобразие стихотворения.(ода, гимн, романс, элегия, сонет...).

6. Черты лирического героя.

7. Авторская позиция.

8. Мое восприятие произведения.

Приложение 4.

Рецензия на анализ литературного произведения:

1. Указаны ли:

а) автор;
б) заглавие;
в) тема литературного произведения.

2. Дана ли краткая характеристика основных образов произведения.
3. Определено ли значение произведения в творчестве автора, в контексте литературы, времени, эпохи.
4. Критические замечания.
5. Названо ли,что нравится в произведении, что в нем удачно, что является спорным.
6. Советы и предложения.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21