Преподавание литературы План-конспект урока литературы в 7-м классе по теме "Дети и война" (час мужества). Посвящается 60-летию Великой ПобедыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1849 Садикова Альмира Назимовна, заместитель директора по УР Цели:
Оборудование: плакаты с высказываниями:
Атрибуты войны: фляжка, каска, кружка, пилотка; выставка книг на тему “Дети и война”, цветы. Форма проведения: час мужества. Ход занятия Звучит музыка “Поклонимся великим тем годам” (на экран проецируется текст песни). На сцене слева и справа кубы, покрытые красным бархатом. На них атрибуты: каска, кружка, пилотка, книги о войне, граната, фляжка. Голос за сценой: Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись стар и млад. (На экран проецируются кадры кинохроники). Ученица:
Ученица:
Учитель: Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так называют сегодняшних 59–76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок—час мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание. Звучит песня “Священная война”. Ученица:
“Герои” сидят в зале среди зрителей. Голос из зала: (тихо звучит “Бухенвальский набат”) Дети войны — понятие неоднородное. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров. Скорбь об этих детях неизбывна, хотя даже она забываема. Мальчик. Другие дети оказались под огнём в районах, где шли сражения, и они погибали как солдаты. Дети войны — самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжёлыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться. Голос из зала:
Голос из зала: Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забрали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись, кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошёл от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. Ученик:
Голос из зала: Я была совсем девчонкой, 13 лет. Я знала, что отец помогает партизанам, понимала.… Приходили к нам какие-то люди ночью, вызывали его, что-то оставляли, что-то забирали. Часто отец брал меня с собой. Потом он стал посылать меня к станции. Научил, что надо запоминать. Я тихонько подкрадусь к кустам и до ночи ховаюсь, считаю, сколько составов прошло, запоминаю, что везут: оружие, танки или живой силой состав едет. Кусты недалеко от железной дороги были, немцы их на день раза 2-3 простреливали. Я маленькая, проберусь всегда так, что меня никто не заметит. Однажды надо было пробраться в лес к партизанам. Всё передала, что отец сказал. Звучит песня “До свидания, мальчики” Б. Окуджавы. Ученик: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию. Они выдержали много испытаний. Сколько их было… пионеров-героев… Партизан Саша Бородулин позволил во время боя врагам сомкнуть вокруг себя кольцо и взорвал их и себя гранатой. В городе Гродно помогала партизанам маленькая дочь командира подпольной группы Лида Вашкевич: собирала сведения, добывала бумагу для листовок, переносила их и взрывчатку в сумке, в которой сверху был насыпан уголь. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керчинских катакомбах, как Володя Дубинин. Ученица: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания. Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени. Ученик:
Учитель: О войне написано немало. И чем дальше мы от неё, тем дороже становятся свидетельства её участников и очевидцев. Всё острее и пристальнее вглядываемся мы в мельчайшие штрихи гигантской картины самой тяжёлой в истории нашей Родины войны, стараемся разглядеть в лицо каждого её участника. Сегодня у нас в гостях необыкновенный человек, Аделева Альбина Николаевна, пережившая девочкой ленинградскую блокаду. Ей слово. Выступление участницы ленинградской блокады. (После её выступления ученики вручают букет гвоздик.) Ученик: Из воспоминаний Белокриницкого В.В. Примерно в начале сентября 1942 года в Горький на военный завод для пополнения кадров были направлены сотни ребят-ремесленников, только что эвакуированных из Сталинграда. Сталинградские ребятишки работали очень хорошо и крепко помогали цеху. Некоторых из них не было видно из-под станка. Для таких мы изготовили трапы повыше. Детское озорство никак не нарушало дисциплины. Один из них, любивший пройти по цеховому проезду колесом на руках, через год заслуженно получил орден Ленина. Помню его задорную улыбку и озорные глаза. Звали его Васюткой. В цехе велась работа в 2 смены по 12 часов. Звучит песня “До свидания, мальчики”… Ученик:
Один ученик держит в руках банку варенья. Учитель: Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Об этом написаны замечательные книги: очерки, рассказы, повести, романы. Вот некоторые из них. Выходят 6 учеников с книгами в руках (краткий обзор данных книг). Учитель: О войне пишут для того, чтобы не забывали её новые люди. А ещё для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней, знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете. Звучит песня “Поклонимся великим тем годам”. Ученик: Не думайте, что кончилась война, Использованная литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |