Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе. "Мгновения длиною в жизнь…" (По повести И.Тургенева «Ася» и рассказу В.Распутина «Рудольфио»)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1683 Обухова Вера Ефимовна, учитель русского языка и лмтературы
Цели:
Задачи:
Оборудование: текст повести Тургенева "Ася" рассказа В.Г. Распутина "Рудольфио", музыкальное сопровождение (Бетховен, "Лунная соната", П.И.Чайковский "Времена года. Июнь", иллюстрации к повести "Ася"). Словарная работа: "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Ход урока I. Мотивационно-установочный этап. Вступительное слово учителя. Любовь: Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Все тургеневские герои, герои произведений Распутина проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен.
Настоящее чувство больше слов о нем. Звезда вводит героя в отличную от обыденной систему координат, где законом становится как раз отсутствие всяческих ориентиров. Один из исследователей творчества Тургенева, Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта - в каждой из них есть "психологическая загадка". Вот нам и предстоит на уроке разгадать эту загадку, понять, какими средствами пользуется писатель, чтобы открыть тайны, душевных переживаний героев. А счастье было так возможно:
II. Погружение в атмосферу произведений Тургенева. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами они ассоциируются? Бетховен "Лунная соната" (Ася и господин Н. танцуют вальс) (Ио сообщает ранним звонком, что отныне они Рудольфио). Чайковский (сцена объяснение в главе 16, душевное переживание героев; сцена у реки - объяснение Ио и Рудольфио) Важно, что вы почувствовали музыкальность произведений, их психологизм.
III. Работа по группам. "Экая сумасшедшая:", "Что за хамелеон эта девушка", "Ее душа мне нравилась". Решить проблему: найти ответы на противоречивые мнения о героине можно только вглядываясь в текст повести. Можно ли так же охарактеризовать Ио? ("Экая сумасшедшая:", "Что за хамелеон эта девушка", "Ее душа мне нравилась"). Есть ли у главного героя жизненные принципы? ("Я жил без оглядки") Был ли он счастлив? Господин Н. - Рудольф. На "празднике жизни" судьба подготовила господину Н. подарок - встречу с Асей, а Рудольфу - встречу с Ио, именами которых названы произведения, девушками, воспоминание о которых не сотрется у памяти героя до глубокой старости. Что же в них особенного? (Портреты героинь - внешний вид и внутренний мир героинь). Были ли счастливы господин Н. и Рудольф до встречи с Асей и Ио? (словесное рисование: художественно-выразительные средства). Когда у человека вырастают крылья? Удалось ли героям "взлететь"? "Что в имени тебе моем?"
(гл. IX - Её душа мне нравилась - А я хотела бы быть Татьяной?) А Ио напоминает пушкинскую героиню? (Первыми признаются в любви, решительность, чуждость, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев). IV. Анализ двух встреч.
Задушевным этот разговори является только для героинь: именно они открывают душу, а не герои. Эти люди не предназначены друг другу судьбой.
(Тургенев "Ася")
(Распутин "Рудольфио") Сцена разрыва. Тургенев "Ася" (гл. 16); Распутин "Рудольфио" (гл. ~) Докажите, что образ птицы "ключевой". Почему Ася на свидании "словно мертвая птица"? Этот образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Распутин "Рудольфио": Они перешли через пустырь, к реке, где, наконец, в открытое пространство готовы вырваться их чувства. И вдруг: "В губы целуют только самых близких людей", - мучаясь, выдавил он. Эта фраза "выключает" читателя. Только пощечина Ио возвращает нас туда. Почему Рудольф говорит такие слова? Чем же он так обидел Ио? И приходит озарение. Да! Это же "Маленький принц". "Ты всегда в ответе за тех, кого приручил". Как и принц, героини одиноки, они живут сердцем. Сердцем Ася угадывает господина Н, Ио - Рудольфа. Сердцем (а не умом!) они читают и понимают книги, и именно сердце героинь принимает на себя жестокий удар. Что значит "приручить?" Это поверить в другого человека, открыть сердце и душу, доверять ему. Незаметно для себя господин Н. приручил Асю, а Рудольф - Ио. Любить - значит нести ответственность за любимых. Но звучат убийственные слова господина Н. (см. сцену разрыва гл. 16), Рудольфа (гл.~ ). Почему после сцены разрыва Ася не появляется на страницах повести? (Родилась новая женщина Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир "светлыми черными глазами", не будет мечтать о полете. Да, в ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет. А Ио? Изменилась ли она, повзрослела? Что произошло с ней в ту ночь? Где она была? О чем думала? (Ио стала другой. Скорее всего, она больше не будет мечтательной, ранимой девочкой, больше не будет плакать над героями книг, не будет никогда верить людям. Детство оборвалось, пришелица с другой планеты стала обыкновенной девчонкой, которая запросто может сказать: "Иди ты к чёрту!"). Каков финал? Тургенев "Ася": "Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы. Что осталось от меня?". "Ни одни глаза не заменили мне тех". Распутин "Рудольфио": Финал открытый. Читатель вынужден размышлять, сохранит ли героиня в себе хоть немного детства, или станет такой же обыкновенной, как все. А что станет с Рудольфом? Он будет жить по-прежнему? Или что-то изменится в его жизни? Сюжеты произведений закончились кульминацией? Почему? (см. эпиграф) V. Рефлексивный этап. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанного? Заключительное слово учителя. Окрыленность - это воспарение над обыденностью, поэтическая мечтательность. Взаимосвязь между миром человеческих чувств и миром природы. Повесть о любви становится повестью о выборе жизненной позиции. Предав героинь, герои предают себя, свои "крылатые стремления". Герои поступают по правилам, а любовь - это не правило, не закон. Любовь - нарушение всех правил, буря чувств, стихия. Тургенев и Распутин наказывают своих героев за то, что они не узнали любовь, засомневались в ней. В любви сомневаться нельзя, любовь нельзя откладывать на завтра. Итак, мы проследили развитие чувств героев, пережили вместе с ними психологические изменения их души. Любовь - тайна. Нам пришлось быть очень внимательными и чуткими читателями, чтобы разгадать "психологическую загадку" повести Тургенева и рассказа Распутина. По мнению авторов, человеческое счастье состоит из "мгновений", которыми нельзя пренебрегать, мгновения длиною в жизнь. Домашнее задание. Сочинение-раздумье. "Чем же оказалась первая любовь для героинь Тургенева и Распутина - счастьем или бедой? Почему же всё так случилось?" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |