Преподавание литературы "Нам дороги эти позабыть нельзя"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1421 Соколова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями; воспитывать чувства гордости за Родину и ее защитников. Оборудование урока: записи песен, выставка книг и сборники стихотворений, портреты поэтов, иллюстрации о войне. Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ.
А.Т.Твардовский 1.Слово учителяПрошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы войны, но память людская хранит подвиги, совершенные в те суровые годы. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней.Поэтому переживания,связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия. Несмотря на то что, на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. 2.Звучит песня “Священная война”. На рассвете 22 июня 1941года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда в Советском Союзе человека, который бы не хотел помочь фронту ,своей стране, народу выстоять в этой страшной борьбе. А через несколько дней по радио прозвучала песня, одна из ярких военных песен, когда-либо сложенных людьми. Ее написали композитор А.В.Александров и поэт В.И.Лебедев-Кумач и называлась эта песня “Священная война”:
Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии на Белорусском вокзале. Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума…Но вот – первые такты зазвучали… Весь вокзал замер. И вдруг встает один, другой, третий … Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал аплодисментов. Требовали: “Еще!” Исполнили еще раз, другой, третий… Настанет время – и критики назовут эту песню эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня, которая вобрала в себя горечь, и боль, и гнев людей.
Вопросы: – Почему война названа “священной”? 4. Сообщение о К. Симонове. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Среди них был и К.Симонов. К. Симонов(1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он не по наслышке знает о войне, он знал ее “изнутри”. В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и посвятил его поэту А.Суркову. 5. Прослушать грамзапись стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.” Вопросы: – Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе? 6. Выразительное чтение “Жди меня”. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала, переносить испытания. Она помогала людям жить! Каждое произведение имеет свою историю, есть она и в этом произведении. Стихотворение К. Симонова было опубликовано не сразу. Редактор газеты 44-й армии И.М.Кокарев, которому автор предложил в январе 1942 году стихотворение ответил отказом. Сказав, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое. Вопросы: – Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение интимно-лирическим? 7. Сообщение об А.Суркове. А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”. 8.Звучит песня “Землянка” – Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: “Зачем расстраивать воюющего солдата”. Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными? – Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему? 9. Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова.(1921-1977) “Его зарыли в шар земной”. Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны. 10. Сообщение о создании песни “Журавли”. “Журавли” появились в конце 60-х годов, появились не случайно: не исчезнет, не тускнеет с годами наша память о войне. И спустя много лет после ее окончания рождаются песни. Один из наиболее ярких примеров создания новой песни при участии М.Бернеса – “Журавли” Френкеля–Р.Гамзатова. Именно Бернес предложил стихи Гамзатова другу, чувствуя, что композитор готов к осуществлению подобной художественной задачи. Стихотворение подверглось значительным изменениям. Работа была тщательной и кропотливой. Оно приобрело уже не национальный колорит, а стала общечеловеческой песней. Стихи соединились с музыкой. Теперь мелодия “Журавлей” широко известна. Многое можно услышать в ней. Каждый добавляет частицу своего личного опыта… Вносит коррективы время. И живет песня, утешает, сочувствует, будит нашу совесть ,не дает застыть памяти. Из воспоминания Н.Завадской: “Впервые “Журавли” прозвучали на редакционной “Землянке” – традиционной встрече ветеранов в газете “Комсомольская правда”. Там был маршал Конев и другие видные военачальники. Когда песня смолкла, в зале еще долго стояла тишина. А потом Конев обнял Бернеса и со слезами на глазах сказал: “Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать”. Вскоре песня звучала повсюду, но, тем не менее, произведение воспринималось неоднозначно. Музыкальные критики ее не одобрили, а публика – надо отдать ей должное – безоговорочно приняла “Журавлей”. Эта песня вдохновила барнаульского скульптора П.Миронова на создание памятника погибшим воинам. Скульптор С.Санакоев из североосетинского села Дзуариакау тоже воздвиг монумент в честь земляков… Эта песня может волновать сердца поколений и оставлять щемящее душу ощущение чуда. 11. Исполнение песни “Журавли” 12. Беседа – интервью с участниками войны. Слово учителя. Из села Неводное на фронт ушло 200 человек, не вернулось с полей сражений 136. На нашем уроке присутствуют ветераны, наши земляки, односельчане. Люди, которые не понаслышке знают о войне. И мы пообщаемся с ними и услышим из первых уст как это было. Д.П. Шинкаренко – Расскажите что-нибудь о себе и о тех далеких сороковых. – Во-первых, хочу сказать спасибо учителю и вам ребята за то, что не забываете нас приглашаете на мероприятия. Такие уроки нужны они воспитывают настоящих солдат, патриотов своей Родины. Родился я 6.03.1924 в с.Неводное. До войны работал ездовым на лошадях и быках. – Сколько вам было лет, когда ушли на фронт? – Мне было 17.На фронт пошел не задумываясь. – Есть ли у вас награды и за что? – Да, у меня 8 наград. За что дали? Просто так награды не дают. – Были какие-нибудь курьезы на войне? – Были. Я был ранен и лежал в госпитале. Это был дом богатого немца. Мы не знали, что наступил День Победы. Часовой, стоявший у дверей начал стрелять вверх. Все подумали, что пришли немцы. И все больные, и те, которые могли ходить, и те, которых наверх заносили на носилках санитары, стали выбегать на улицу и прятаться кто – куда. Но вышла медсестра и сказала, что настал День Победы. Все стали обниматься, плакать и забираться на второй этаж. Г.М. Фищунов. – Расскажите что-нибудь о себе? – Родился в 1920 году в с. Неводное. До войны работал трактористом. – Как попали на фронт? – В 1940 пошел служить в армию, а тут и война вскоре. Служил на Дальнем Востоке в войсках МВД. Там же встретил Победу. – Когда вернулись в село? – Вернулся я только в 1947. – Есть ли у вас награды? – Медаль за Победу и знаками отличия за службу. А после того как вернулся, работал на тракторе до пенсии. Спасибо вам за все, уважаемые ветераны, низкий вам поклон! 13. Сообщение о песне “День Победы”
Праздник 9 Мая не можем представить без песни “День Победы”. С ней ассоциируется и парад военной технике на Красной Площади, и залпы орудий, и встреча с ветеранами, но так было не всегда. “День Победы” прозвучал впервые на праздничном “Огоньке”, посвященному 30-летию Победы над Германией. Поэт В.Г.Харитонов рассказывал: – Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая определила весь ее настрой. И вдруг она вырвалась: “Это радость со слезами на глазах…” Да, конечно же, именно это самое главное! И буквально на одном дыхании написал весь припев. А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… Как двадцать лет стал курсантом пехотного училища и через год на Волоколамском шоссе мы сдерживали фашистскую орду…Думали ли мы, мечтали тогда о победе? Конечно. Но так далеко до нее это было в ту пору…
“этот день мы приближали ,как могли…” – совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды… Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:
Но поймут меня ветераны, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить кирзу, хоть совсем ненадолго, босиком – по траве, по лужам. Музыку на мои стихи написал Д.Тухманов. Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел такую интонацию “тех лет”, что она сразу вонзилась в сердце.. 14. Звучание песни “День Победы” Вопросы: – Какие строчки стихотворения передают каждодневный подвиг военных будней? 15. Слово учителя Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь. – Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы? Итог урока. Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
Литература:
Работа над репродукциями, иллюстрациями. А.А. Пластов. Фашист пролетел.1942 – Рассмотрите репродукцию. Какие средства использовал художник, чтобы передать душевную боль? И.Н.Аристов. Спасение знамени. – Что изображено на репродукции? Опишите комнату. Чем заняты дети? Иллюстрации “Девочка”, “Мать и ребенок”, “Военнопленные”. – Кто главные герои ваших иллюстраций? Что вы хотели показать? Какие чувства возникают при просмотре этих рисунков? Как перекликаются рисунки с темой урока? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |