Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4737 Кумпинь Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: распечатки заданий (Приложение 1, 2, 3), учебники: Р.Н.Бунеев. Русский язык. 11-ый класс; Русский язык: правила, алгоритмы, упражнения, тесты, задания в формате ЕГЭ. Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕГЭ. Под общ.ред. Е.Г.Малышевой – Омск, 2010; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения», репродукции картин М.Врубеля и презентация (2) «М.Врубель», литературная газета по творчеству А.Блока. Ход урокаI. Организация урока.Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается (слайд 1). - Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить творчеству нашего земляка, художника Михаила Врубеля, имя его выбрано не случайно. По литературе мы изучаем серебряный век русской поэзии, говорим об этом времени «языком красок и музыки», вы готовили презентации о творчестве художников Нестерова, Кустодиева, Коровина, Бенуа, Бакста, Серова, композиторов Прокофьева, Рахманинова, Стравинского, рассказывали о театральных деятелях Станиславском и Немировиче-Данченко. Конечно, нельзя не сказать о Михаиле Врубеле, родившемся в Омске. Вы знаете, что у нас есть Музей изобразительных искусств им. Врубеля, где мы с вами бывали не раз. Имя этого художника связано с символистами В.Брюсовым, А.Белым, А.Блоком, чье творчество мы начали изучать на уроках литературы, и хочется, чтобы у вас действительно состоялось знакомство с символизмом в разных видах искусства. II. Целеполагание- Продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ, определимся в теме урока, обратимся к распечаткам под римской цифрой I. Задание А23, предложения построены по тому принципу, который предлагается на ЕГЭ. Прочитаем задание (слайд 2 А23). - Как видим, не указано правило, которое необходимо применить. Значит, надо проанализировать задание. На какой раздел языкознания задание? (Синтаксис и пунктуация). - Какие есть пунктуационные принципы? На каком принципе русской пунктуации основывается это задание? (интонационном? смысловом? грамматическом?) От чего будут зависеть знаки препинания? От структурного членения. - Каков алгоритм наших действий? Что сначала надо сделать? (выделить грамматическую основу предложения). Выделяем в распечатках основы (Приложение 1, задание I). - Прочитайте свой вариант (слайд 3 ). Слайд 4. Отметьте, где ошиблись: Индивидуальный маршрут для отработки этой темы: если в нахождении подлежащего – повторить §4 с.142 уч.под ред. Е.Г.Малышевой; если в нахождении сказуемого -§5 с.143-144, упр. с.149-151 с самопроверкой! Не забывайте отмечать проблемные места и пути их решения. - Итак, 1-ый шаг – выделение грамматической основы; какой 2-ой шаг? – разбор по членам предложения. Разберите в распечатках. - Проанализируйте, что объединяет все эти предложения? Выдвигаем гипотезу: есть повторяющиеся элементы – везде есть ряды однородных членов. - Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения? (Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления) - Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока (слайд 5) – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?
- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? ( в части А - однородные члены предложения, сложносочиненные предложения, постановка двоеточия – различие БСП и однородных членов предложения, в части В – В6, В8; при работе с текстом в части С). - Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений, в конце урока – тест). - Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные) Назовите основные типы сочинительных союзов (слайд № 6) - ( соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато). - Как всегда, обращаемся к образцам классики. Приведите примеры из ст-ий А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, где есть однородные члены, соединенные союзами. - Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные. III. Освоение предметного содержания.- Итак, прозвучало несколько примеров, видим, что существуют разные комбинации с о/ч, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания). - Где возьмем информацию? Какой параграф в учебнике Р.Н.Бунеева надо прочитать, чтобы правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию. (§6 занятие 30 с.108) - Прочитайте про себя §6, расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы и соотнесите с материалом учебника (слайд №7). Еще раз посмотрите схемы, правила (слайды № 8-13). - На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых. - Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать это задание. Данное – да, все схемы есть. Проверим на практике, какие еще могут быть комбинации однородных членов предложения, не рассмотренные нами. - Прочитайте текст о Врубеле (Приложение 2), (тема – описание картины; проблема влияния красоты на человека, роль искусства в жизни человека, искусство – источник добра и света, с данным текстом работа пойдет на следующих уроках). С 1 по 10 найдите предложения с однородными членами, объясните пунктуацию, соотнесите со схемами в учебнике. - Под римской цифрой II в распечатках у вас есть для каждого вариант из ЕГЭ (4 варианта). Вы сейчас решите свой вариант, подчеркнете основы, однородные члены предложения, расставите знаки препинания, составите схемы и соотнесете с учебником. Какие схемы встретились, какие нет? 4 человека у доски. Слайды № 14-15 - ответы - Работа с распечатками, закрепление навыков (Приложение 3). Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами, соотнесите со схемами в учебнике под редакцией Р.Бунеева. Комментарий к предложениям:
- Составьте несколько предложений с однородными членами по картинам Врубеля «Царевна – Лебедь», «Сирень», «Демон» (Презентация 2 «М.Врубель») и т.д., под римской цифрой III указан вариант и схемы, по которым нужно составить предложения, можете добавить и другие схемы. - Чтение предложений. В начале урока, когда мы ставили цели, говорили о том, с помощью каких форм лучше систематизировать знания по этой теме, сказали, что в конце - проверочный тест. - Итог – проверочный тест под римской цифрой IV (на два варианта). - Слайд № 16. Сверьтесь с ответами – у кого ни одной ошибки? Кто где ошибся? IV. Подведение итогов урока(какие ставили цели – систематизировать и обобщить знания, достигли или нет). V. РефлексияЕсли бы не посмотрели в учебник, вспомнили бы или нет схемы однородных членов, правила расстановки знаков препинания? Отметьте себе – какие схемы стоит повторить, на какие случаи стоит обратить внимание. VI. Домашнее задание (Слайд 17)с.151-154 в учебнике под ред. Е.Малышевой. В связи с этим, выполнение какого упражнения на эту тему вы посчитали бы целесообразным? - Расстановка знаков препинания при однородных членах предложения – в учебнике под ред. Е. Малышевой упр.99, 100 – сверить с ключом, задать вопросы, если что неясно; подумайте, как задания А5, А20, В6 и В8 могут быть связаны с темой «Однородные члены предложения». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |