Преподавание литературы Урок-путешествие по героическим страницам русских былин "Дела давно минувших дней"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 785 Хозивалиева Мария Павловна, библиотекарь; Калашник Вера Николаевна, учитель литературы Описание материала: данный урок основан на материалах киевских и новгородских былин. Цели: воспитать культуру читательского восприятия, сформировать художественный вкус, обобщить знания учащихся о данном фольклорном жанре, вспомнить характерные особенности богатырей, развить навык декламационного чтения. Подготовительный этап: чтение былин учащимися, разделение учеников на три группы, подготовка карточек с заданием. Оформление: книжная выставка, репродукции картин Васнецова и Репина или слайд-ряд (прилагается), музыкальные отрывки из произведений Бородина и Мусоргского. Ход урокаI. Вступление.Учащиеся слушают отрывок из симфонии №2 Бородина. Размышляют над тем, почему данная симфония названа «Богатырской». Учитель читает былину «Рождение богатыря». II. Перекличка.Учитель читает отрывки из русских былин, ученики отгадывают имена богатырей.
Илья Муромец.
Добрыня Никитич.
Алеша Попович. III. Разминка.Вопросы учителя: Чем занимались богатыри? В чем видели свое основное предназначение? Давайте соберем наших богатырей в дорогу, вспомнив постоянные эпитеты из былин.
А теперь в путь! Биться с врагами земли русской или охранять границы государства на Богатырской заставе. IV. Беседа.Учащиеся обращаются к картине Васнецова «Богатыри». Учитель рассказывает историю создания картины, ученики узнают богатырей. V. Соревнование.Едут наши богатырив полном богатырском снаряжении и перед ними три дорожки. Первая дорожка –
Кто поедет по этой дорожке? Илья Муромец. Учащиеся этой группы получают задание про Илью Муромца. Вторая дорожка –
Кто поедет по этой дорожке? Добрыня. Учащиеся этой группы получают задание из былины про Добрыню. Третья дорожка –
Кто поедет по этой дорожке? Алеша Попович. Учащиеся этой группы получают задание из былины про Алешу Поповича. Задание 1. Вспомните все бои Ильи Муромца, найдите в тексте былин технику боя богатыря. Копьем колоть, конем топтать, мечом рубить. Задание 2. Посылает князь Владимир Красное Солнышко Добрыню спасти свою племянницу – Забаву Путятишну. Впишите пропущенные определения в описание красавицы.
Задание 3. Прочитайте данный отрывок, определите о ком идет речь, прочитайте бой Алеши Поповича с этим врагом земли русской.
VI. В Новгороде.Учащиеся слушают отрывок из оперы Мусоргского «Рассвет над Москвой рекой». Господин великий Новгород! Свободный и неподвластный княжеской власти. Богатый торговый город-порт. Крепость надежная, а вокруг леса дремучие. У берегов – суда с флагами разных земель. На этой легендарной земле создавались былины, получившие в последствии название – новгородские. Один из знаменитых новгородских богатырей – Василий Буслаев, боец-удалец, бьющий виноватого, защищающий правого. В былинах о Василии Буслаеве есть и драки на волховском мосту, и дальние смелые походы по водным дорогам, есть и истории о верных друзьях Василия – вольных новгородских людях с буйным размахом русской души. Возможно прочтение отрывка из былины «Василий Буслаев». Но самым знаменитым новгородцем был гусляр, купец, богатырь – Садко. Учащиеся выразительно читают отрывки из былины «Садко». Учитель обращает их внимание на картину Репина «Садко в подводном царстве». VII. Заключение.Представьте, что мы на пиру у стольного киевского князя Владимира. И за столом приглашены все наши богатыри. Чем же они похваляются перед князем да боярами? Отвечают учащиеся.
А мы с вами похвалим-ка друг друга! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |