Преподавание литературы Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Пикник на обочине"). Тема: "Все больше — окружающей среды. Все меньше — окружающей…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1247 Покровская Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы Ты должен сделать добро из зла, Цели урока:
Форма работы: групповая Ведущий метод: метод проекта Оборудование: презентация (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон, пейзаж "Утро в лесу", графический материал компьютерной игры "S.T.A.L.K.E.R."), текст повести "Пикник на обочине", иллюстрации к тексту, выполненные учащимися; модель Золотого Шара, таблички "Экологи-исследователи фантастического пейзажа", "Экологи-исследователи реалистического пейзажа", "Лингвисты", "Психологи". Ход урока Показ слайд-шоу с использованием мультимедийных средств (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон - см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Слайды Вступительное слово учителя 26 апреля 1986 года. Взрыв на Чернобыльской атомной станции. Результат - мертвая зона. С 1949-1986 год - ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией - страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия - 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС. Каким будет результат? Мертвая зона? Целевая установка: Какой будет Планета Земля в 21 веке? Проблема: Планета Земля-Земля обетованная или Зона? (запись проблемы в тетрадь) Осмыслив проблему, мы должны создать обложку книги братьев Стругацких "Пикник на обочине". Какой она будет по идейному содержанию: обложка - предупреждение или обложка-гимн жизни? В силу своей компетенции работающие в группах должны внести свой элемент в оформление. Анализ Учитель: Выделите ключевое понятие в повести? (зона) Определим лексическое значение данного слова, создадим синонимичный ряд:
пояс, полоса, пространство между какими-нибудь границами, характеризующаяся общими признаками. Учитель: Где происходят действия в повести? (На Планете Земля, которую посетили пришельцы, превратив её в Зону.) Оказавшись в Зоне, мы должны исследовать пространство. Какие виды пейзажа обнаружили в повести? (жизнеподобный и фантастический) 1 этап анализа - исследование художественного пространства (работа в группах) Экологи-исследователи фантастического пейзажа Учитель: В чем заключалась ваша задача? (исследовать пейзаж) Какова цель исследования? (определить: перед нами Зона или Земля обетованная) Чтение эпизода из повести: описание Чумного квартала и природного пейзажа в Зоне, когда Р. Шухарт находится в Зоне с Артуром Учитель: Определите художественные средства в данных описаниях. (Метафоры-дома мертвые, окна слепые, щетинистые холмы; эпитеты - вспыхнули вершины гор, зарево полыхало; олицетворения - "ведьмин студень" дышит, антенны обросли волосами, заморенный лозняк) Защита проекта-иллюстрации, выполненного исследователями фантастического пейзажа. (Изобразили асфальт в трещинах, которые проросли травой (но это еще была наша трава, человеческая); черную колючку, детскую коляску с чистым бельишком и изумрудное зарево - зеленую зарю Зоны) Вывод исследователей фантастического пейзажа: На этой земле нет жизни: мертвая тишина, "нездоровая" цветовая гамма. Пейзаж цивилизации и природный пейзаж создают гнетущее настроение. Все увиденное давит на психику. Художественные средства помогают понять, что перед нами Зона. Исследование и защита проекта-иллюстрации исследователями реалистического пейзажа. Чтение эпизодов из повести: описание поселка, пикника на обочине. (Эти пейзажные зарисовки можно считать реалистическими, так как в поселке еще видны следы жизни: светилось задернутое занавеской окошко, огромный пес выбежал сбоку. Пикник на обочине мы созерцаем в реальной жизни: на траве пролит бензин, следы костра, огрызки яблок, консервные банки, пустые бутылки, увядшие цветы с других полян:) Авторы не используют в описании художественные средства, тем самым показывая драматичность всего происходящего. Эту удручающую картину пикника изобразили на своей иллюстрации. Вывод: Еще есть места для обитания, но их нельзя назвать обетованными. При таком отношении человека к окружающей природе скоро будет мертвая зона. 2 этап анализа - исследование психологии человека (гр. "Лингвисты") Учитель: Кто они, живущие около зоны? Люди или моральные мутанты, для которых человеческое чуждо? Новые условия жизни породили новую лексику. Как лексика помогает понять внутренний мир главного персонажа Р. Шухарта? Исследование и защита проекта-таблицы лингвистами Лексику сталкера можно классифицировать как "профессиональная", разговорная (сниженная), "географическая".
Выводы: Грубая, сниженная лексика-реакция на окружающий мир. Но со своей дочерью и женой Рэдрик нежный и ласковый, потому что любит их. Жизненный опыт сталкера заставляет его подвергать анализу все происходящее вокруг. Результат анализа - философские изречения, которые можно считать мудрыми: "Дальше в Зону, ближе к небу". "Человек рожден, чтобы мыслить. Только ведь я в это не верю:". "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!" Учитель: Психологи исследовали психологию человека, живущего в Зоне. Какова цель исследования? (Доказать или опровергнуть тезис: я - животное или человек?) Исследование и защита проекта-схемы психологами. Я животное: Я не умею думать:
Вывод: В душе Рэдрика постоянно происходит борьба: доброе начало и озлобленность против обстоятельств, желание подавить это начало. Борьба между добром и злом в душе Шухарта нашла выражение во взгляде, так как глаза - это зеркало души (обращение к слайду). Герой рассуждает о своей внутренней сущности: "Душу-то ведь я никому не продавал! Она моя, человеческая!" Верным будет тезис: я - Человек! Добравшись до Шара, чтобы спасти свою дочь, сталкер просит счастья для всех. Человеческое, гуманное начало победило в истерзанной и измученной душе героя. В нечеловеческих условиях люди пытаются оставаться людьми, для которых существуют нравственные нормы: совесть, преданность, любовь. Решение проблемы Учитель: О чем повесть братьев Стругацких? Закончите фразу из стихотворения Р.Рождественского, взятую в качестве темы. (Эта повесть об экологической катастрофе, которая "подстерегает" человечество. К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы".) Какое отношение к нашему разговору имеют слова Р.Уоррена, взятые в качестве эпиграфа? (высказывания учащихся) Планета Земля - Земля обетованная или Зона? (Мы любим свою родину, мы счастливы, что живем на планете Земля. Это наша Земля обетованная, и поэтому должны беречь окружающую природу. Люди не должны допустить превращения ее в Зону.) По идейному содержанию какой будет обложка книги? (обложка-предупреждение) Создание обложки на доске (проект) Учитель: Из своих иллюстраций, таблиц вырежьте тот фрагмент, который вы считаете самым главным, и расположите на доске, аргументируя свой выбор:
Заключение урока (Слайд-шоу "Утро в лесу" - см. рисунок 2)
Рисунок 2 - Утро в лесу Учитель: Рэдрик Шухарт добрался до Золотого Шара, чтобы попросить о самом главном: счастья для всех:
Домашнее задание Сочинение-миниатюра "О чем предупреждает людей обложка книги братьев Стругацких "Пикник на обочине". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |