Преподавание литературы Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1665 Милованова Оксана Владимировна, заместитель директора по НМР Цель:
Технология: проблемного обучения Методические приемы:
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”. Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента. Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе? Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского). К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”. 3.Формулировка темы и цели урока Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока. 4. Постановка проблемного вопроса Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал? 5. 1-й этап рефлексии Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии). Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”. 6. Словарная работа (опережающее домашнее задание) Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов: Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня. Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов. Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах. 7. Актуализация ЗУНов. Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы. Работа в парах: На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости Распределить данные качества в таблице:
Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера. Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев? Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского. Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?
Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии). Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное). Таким образом, случаен ли выбор названий поместий? Говорящими являются и имена героев. Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель Петр - скала, утес, камень. Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость. О чем говорят имена героев? Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение. Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру? На чем основывается их дружба? Что стало причиной ссоры героев? 8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов. Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское? Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин) Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”. Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его. Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство) Как ведет себя Шабашкин у Троекурова? С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне) В чем особенность его речи? Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева) Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее) Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову) Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение” Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом? Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова? Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания). Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова? Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя. Проведем исследовательскую работу (работа в парах) Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?
Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро? Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”? Почему Дубровский не предпринял ответных мер? Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский? Анализ эпизода “Суд”. Работа в группах: 1, 2 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:
3, 4 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:
Анализ работы группы: В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание? Сцена суда – одна из самых ярких сцен романа “Дубровский”. К ней обращались иллюстраторы произведений А.С. Пушкина, ярко показаны она и в экранизации романа режиссера В.Никифорова “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. Работа с иллюстрациями Д.А.Шмаринова и отрывками фильма В.Никифорова “Благородный разбойник Владимир Дубровский”: На какие детали обращает внимание режиссер, что он подчеркивает? Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда? Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует) А Дубровский? Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью). Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость) 9. Проблемный вопрос, 2-й этап рефлексии Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал? (Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство) Записать в тетрадь (5-6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем восприятии этих эпизодов? 10. Итог. Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства. Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров? А морально? У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля: Честь:
Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации? Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет? 11. Домашнее задание. Выполнить одной из заданий по выбору:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |