Преподавание русского языка Подготовка к ГИА и ЕГЭ по теме "Текст. Признаки текста". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2241 Савельева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету. Задачи:
Ход урока 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое. - Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно? - Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли) Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”. (Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь) Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.и прийти к концу урока от анализа чужого текста к созданию собственного. 3. Терминологический диктант Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте. Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. - Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. - Почему? - Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их. 2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе.слайд. У вас на столах распечатки.Вам следует ответиь на вопросы. (Слайд) Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст? Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст). (Работа в группах) Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн). Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн) Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст. Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями т.е. цельность, связность текста. (Композиция) По какому принципу вы разделили на абзацы? Что такое абзац? Слайд Абзац: 1) красная строка, отступ в начале строки; 2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес. Обратимся к словарю. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения. Что такое микротема? Запись в таблице признаки текста: абзац, микротема. О чем этот текст? Какова его тема? Вот тезисный конспект работы: 1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть. 2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов): - Осень, сентябрь, денечек (время года). - Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода). - Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха). - Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
цветовая гамма 3. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста. 4. Какие вы знаете стили речи? Слайд.Ответы учеников. Художественный стиль текста: доказательства. - Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть). Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений. - Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора). - Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте. Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников. 5. Тип речи – описание: доказательства: - описан 1 факт (осень в тайге); - этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге). Языковые приметы:
Посмотрим на свою таблицу “Признаки текста”. Перечислите их. Слайд появляются по очереди слова. Насколько вы поняли новый материал, нам поможет. Этап усвоения и закрепления нового материала Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика).
Проверим себя. Сегодня мы обращались к тексту об осени, но окном зима, снег и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста. Приложение Задание. Создать текст в указанном стиле и типе Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа 4
Зачитаем получившиеся тексты. Выставление оценок. Домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |