Преподавание литературы Зачетная система на уроках литературы в старших классахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1193 Кочетова Ида Михайловна, зам. директора по УВР От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике, в устной и письменной речи применять их. А это часто определяется тем, как учитель сочетает работу на уроке со внеурочными занятиями, насколько четко он определяет направление своей деятельности. Учебный процесс по литературе является частью общего педагогического процесса, он исходит из задач, стоящих перед ним, и в то же время из специфики особенностей преподавания самого предмета. Эффективность обучения литературе во многом определяется тем, насколько совершенны и целесообразны организационные формы, обусловленные содержанием программ, учебниками. Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которые приобретаются на уроке. Учащиеся на уроке литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Практика работы показывает, что наши выпускники не владеют этими качествами: их экзаменационные “монологи” удручающе беспомощны. Объясняется это тем, что им просто нечего сказать. Произведения, изучаемые в школе, не пережиты, никакого следа в памяти они не оставили, а может быть, даже остались непрочитанными. Прежде, чем решать мучительные проблемы речевого развития, надо самой стилистикой уроков литературы создать содержание читательского высказывания: вызвать в учениках отклик на литературное творение и желание о нем высказаться – точнее, отозваться на него. Тогда появятся слова и даже развернутый текст о произведении. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть? Нужно найти достаточно гибкую творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика получила максимальный простор. Переход на зачетную систему поможет решить эту проблему. Цель этой системы – повысить ответственность учеников за результаты своего обучения. Сначала необходимо ввести детей в содержание темы, чтобы ребята знали примерный объем того материала, который они будут изучать. Тогда они подойдут с открытыми глазами к содержанию, объему работы, а это будет способствовать большей активности самих занятий. Дети будут знать, что к чему относится. От учителя требуется максимальная активность при творческой свободе. Начинается работа. Учитель должен изучить все темы, составить вопросы для зачета. Например, 10 класс, А.Н.Островский “Бесприданница” Вопросы для зачета:
После этого следует готовить лекцию по данной теме. Задача преподавателя – подобрать интересный материал, продумать оборудование уроков: отрывки из видеофильма, грамзапись (романс на слова Боратынского “Не искушай меня без нужды”), фрагменты статей о “Бесприданнице” Ю.Лебедева и В.Вишневской, тексты стихов Е.А.Боратынского “Расцветание” и Медведева “Нет, не любил он…” Кроме того, своей лекцией учитель должен пробудить у детей интерес к данной теме. Очень важны здесь учительские эмоции – это побуждает детей переживать, думать. Только тогда, когда сам преподаватель испытывает искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учениками. Работая с драмой Островского “Бесприданница”, необходимо донести до детей лейтмотив пьесы: если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов несет душа. В этом смысле драма звучит вполне современно и актуально. На уроке, отведенном для подготовки к зачету, следует работать над следующими вопросами:
После изучения драмы “Гроза” Островского проводится внеклассное чтение по рассказу Астафьева “Людочка”. Цель: разобраться в обстоятельствах трагедии Людочки, понять злободневность проблем, поднятых писателем, запомнить предостережения автора, сопоставить образы Людочки и Катерины из пьесы Островского “Гроза”, выяснить причины их гибели. Вопросы:
Учащиеся в конце разговора делают зрелые выводы. Главная их мысль – не надо геройских поступков, надо лишь чуть больше внимания и сочувствия. Тогда мы сможем победить эту страшную болезнь – духовное одиночество. 10 класс, И.А.Гончаров “Обыкновенная история”. Вопросы для зачета:
После лекции необходимо предоставить детям возможность свободно рассуждать. Изучая творчество Гончарова, неплохо провести пресс-конференции, когда предварительно из числа самых внимательных учеников создается группа экспертов, которые в ходе пресс-конференции вместе с учителем отвечают на приготовленные каждым одноклассником фактологические вопросы. Для полной проверки знаний по изучаемой теме после зачета идет итоговое сочинение. Итак, во время лекции дети слушают учителя, конспектируют важные моменты. Вместе работают с текстом. При работе с текстом ищут ответы на поставленные вопросы, спорят (текст изучается с карандашом, затем карандаш стирается). Один урок следует оставить для подготовки к зачету. Еще один урок учащиеся готовятся к творческой работе. Затем назначается день зачета – это сдвоенные уроки. Оценки выставляются в зачетные книжки. Если ученик не сдает вовремя зачет (это бывает крайне редко), делать в “зачетке” соответствующую запись: “?”, “0” или “не сдал зачет”. Роль учителя при зачете – роль слушателя. Учащиеся говорят, доказывают, дополняют друг друга, спорят. В разговоре заняты все. Чего-то не знать, не быть готовым к зачету стало невозможным. Не оправдываются опасения некоторых учителей, что при этой системе нерадивые учащиеся будут отмалчиваться. Готовятся к зачету все! У ребят появляется интерес к литературе. У них появляется желание говорить, спорить, доказывать свое мнение, читать. Все мы знаем, что желание читать, думать, рассуждать не является врожденным качеством, оно воспитывается и формируется в процессе труда и, прежде всего, в процессе коллективной деятельности на уроке. При изучении романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, рекомендую читать его поэтапно (по судьбам героев). Здесь особенно важно значение текста. Поэтому зачет дети сдают по каждому тому. Вопросы к зачету по 1 и 2 томам романа:
Изучая поэзию Серебряного века в 11 классе, хорошо провести театрализованные литературные гостиные, детям предлагается написать рефераты. После изучения темы гражданской войны в творчестве писателей 20-30 годов проводится письменный зачет тестового характера на сравнение двух художественных концепций гражданской войны в романах Булгакова “Белая гвардия” и Фадеева “Разгром”. Творчество учителя почти безгранично. Но какую бы форму он ни избрал, важнее всего то, что этот процесс не позволит ребятам ничего не делать, просто быть зрителями на уроке. Для этого учителю необходимо расшевелить свою фантазию, пробуждать творческое воображение прежде всего в себе. Изучение художественного произведения основывается прежде всего на знании текста. При работе с текстом необходимо развить у ребят навыки собирания материала к творческой работе – это важно. Обращается внимание ребят на те отрывки, мысли героев, которые понадобятся в сочинении (ребята уже знают тему сочинения). Каждый автор, каждое произведение требует особого подхода. К примеру, изучение романа Тургенева “Отцы и дети” непременно должно опираться в первую очередь на биографические подробности и творческую предысторию, а все остальные компоненты могут быть в разных формах затронуты на любом из последующих этапов изучения романа, включая “зачет”. Учителю надо уметь подмечать, как в процессе изучения материала протекают у учащихся мыслительные операции анализа, синтеза и их производных – абстрагирования и обобщения, как осуществляется классификация и систематизация полученных знаний, каким образом формируются у них умозаключения. Бывает, что не все ребята понимают поставленные автором проблемы. Для того, чтобы этого не случилось, нужно стараться не допускать излишней торопливости при рассмотрении этих проблем, внимательно изучать индивидуальные особенности каждого отдельного ученика. Следует выполнять один из главных методических принципов: от простого к сложному, от внимания к слову, идее художественного произведения, к попытке осмысления авторской позиции и средств ее выражения. Еще раз повторю, что творчество учителя на уроках литературы почти безгранично. Но какую бы форму учитель ни избрал, важнее всего то, что на уроке происходит увлекательный разговор, ведущий к абсолютному пониманию художественных произведений. Работая в системе от урока к уроку, видишь результаты. Радует, что дети способны размышлять самостоятельно, имеют свое мнение и умеют его выражать. Считаю, что зачетная система на уроках литературы в старших классах приемлема для всех преподавателей. Она действительно эффективна и дает хорошие результаты. Зачетный урок по творчеству Ф.М.ДостоевскогоОформлена книжная выставка. Эпиграфы к уроку: “Главное – люби других, как самого себя, вот что главное…” Ф.Достоевский “Скорбью сердце открывается, А.Солодовников
Викторина. а) чопорный, осанистый, с осторожною и брезгливой физиономией; Зачетный урок по произведению И.С.Тургенева “Отцы и дети” Зачет. I. Вопросы для зачета:
II. Обзор повести Ф.А.Абрамова “Поездка в прошлое”. “Отцы и дети”, “Поездка в прошлое”:
III. Для самостоятельного чтения: И.С.Тургенев “Вешние воды”. 11 класс Вопросы к зачету по теме “Серебряный век русской поэзии”
Зачетный урок по творчеству И.А.БунинаОформлена книжная выставка. Выставка рисунков к сборнику “Темные аллеи”. Эпиграф к уроку: Молчат гробницы, мумии На доске и в зачетных книжках написаны вопросы зачета. Ход урока:
Литературная викторина
Зачетный урок по творчеству А.М.ГорькогоОформлена книжная выставка. Выставка рисунков к пьесе “На дне”, к ранним произведениям. Эпиграф к уроку: Любить Россию надо, она того стоит, А.М.Горький Вопросы для зачета:
Литературная викторина по пьесе “На дне”.
Александр Солженицын |