Преподавание русского языка
Урок русского языка по теме: "Общее понятие о наречии". 4-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1580
Тюрина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов Цели урока 1. Образовательная: дать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи. 2. Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать грамматические понятия, делать выводы, расширять словарный запас детей. 3. Воспитательная: продолжить работу по воспитанию коммуникативных качеств учащихся. Оборудование: учебник А.В.Поляковой “ Русский язык. 4 класс”, у учащихся - индивидуальные карточки со словами. Ход урока 1. Грамматическая пятиминутка 1) Подчеркнуть в словосочетаниях знакомые части речи: иду наверх, пою громко, читаю хорошо, сворачиваю налево, подклеиваю снизу, закончу завтра. ( запись на доске) 2) Проспрягать: катят наверх (устно) 3) Подчеркнуть неизменяемые слова. -- . -- . – ю (разбор с.р.) Учитель: Что это за слова? Что их объединяет? Их особенности будут предметом нашего сегодняшнего разговора. 2. Новый материал: 1) Учитель: Итак, перед вами ряд слов: наверх, громко, хорошо, налево, снизу, завтра. ( запись на доске) Попробуйте определить, что их объединяет? Дети: Вопросы: куда? ( наверх, налево), как ? ( громко, хорошо), где? (снизу), когда? (завтра) Учитель: Попробуйте изменить эти слова, нр, по падежам, лицам, числам. Какой вывод может сделать? Дети: Они неизменяемы. Учитель: С какой частью речи связаны по смыслу эти слова? Какие слова они поясняют? Дети: Глаголы Учитель: Имена прилагательные, существительные и другие части речи. (Очень интересный, яйцо всмятку, очень красиво - (запись на доске) Учитель: Обратитесь к учебнику. Откройте с. 69 и найдите упр-е № 184. Прочитайте предложения и сравните их по смыслу. Чем они отличаются? Ясно ли из предложений правого столбика, когда прекратится дождь? Был хоккей? Начались соревнования? Как сменялись кадры? Дети: Нет. Учитель: А из левого? Дети: Ясно. Учитель: Какова роль выделенных слов в этих предложениях? С какой частью речи они связаны по смыслу? Какие слова поясняют? Дети: Они делают предложения более точными, выразительными, поясняют глаголы. Учитель: Так что же это за слова? Может быть кто из вас знает, как они называются? Дети: ( ответ детей ) 3. Чтение и разбор правила, с.70: что такое наречие? На какие вопросы отвечает наречие? 4. № 185 – разбор, с. р. Д з : Записать 5 предложений с наречиями или составить и записать текст из 5 – 6 предложений с наречиями о зиме (на выбор) 5. Информация о наречии. (учитель) - Наречие – старое слово, оно уже было в древнерусском языке. И если мы обратимся к его происхождению, то выделим корень – реч –. Слово же речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохранилось в корне – реч - , входящем в слово наречие. Таким образом связь между глаголами и наречием самая непосредственная.
6. Закрепление нового материала. 1) А теперь потренируемся. Вспомните вопросы, на которые отвечает наречие. Вооружившись этими вопросами, поиграем в игру “ Четвёртый лишний”. Прочитайте столбики слов на карточках. В каждом из них по 3 наречия. А одно слово лишнее – не наречие. Найдите это лишнее слово и выпишите - по группам с.р. или устно (по 1 человеку от группы) весело поздно рано нарочно | озорно | * притворство | * Приморье | * примерный | больше | раньше | здорово | гораздо | ( Учащиеся находят лишнее, слово и доказывают, почему оно лишнее, к какой части речи относится). А как вы определили наречие? ( ответы детей) 2) Продолжим игру “ Четвёртый лишний”. Теперь в каждом из столбиков запрятано одно наречие. Найдите и запишите эти наречия. ( задание на карточках) Тихий | дружный | * набело | Хитрый | *напрасно | далёкий | * сгоряча | жалобный | широкий | новый | хороший | редкий | - К какой части речи относятся остальные слова? Докажите.
7. Расширение словарного запаса детей. Напишите к наречиям антонимы (слова на карточках) Близко | громко | Много | вверху | Рано | грустно | Легко | | Запишите к данному глаголу наречие (устно) Говори …., учись…., думай…., сиди…., прыгай …., Читай …., слушай…., пиши…., бегай…, смотри. 2) – Мы с вами говорили, что наречие делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить устойчивые сочетания наречиями. Задание это сложное: нужно сначала понять смысл словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие. Если не можете сделать сами, обратитесь к подсказке. ( Задание на карточках) Иди черепашьим шагом - Кот наплакал - Как по маслу - Встать чуть свет - Рукой подать – Яблоку негде упасть - Подсказка: мало, рано, тесно, близко, хорошо, медленно 8. Итог урока. Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? ( ответы детей )
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|