Преподавание русского языка
Урок по теме "Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2057
Орлова Екатерина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели: - познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия, их ролью в предложении,
- добиться умения отличать их от других частей речи,
- формировать навык разграничения основного и добавочного действия,
- сформировать начальные представление о деепричастном обороте, о знаках препинания при нем.
Форма урока: урок объяснения нового материала. Методы: - объснительно-иллюстративный (беседа, чтение учебника),
- репродуктивный (анализ языковых единиц),
- анализ языковых единиц (метод самостоятельной работы по осмыслению нового материала).
Этап урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Оргмомент. | Учитель проверяет наличие на партах учащихся учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. | Учащиеся готовятся к уроку. | Объяснение материала. Наблюдение над языковым материалом. | На доске записаны предложения. Учитель и учащиеся работают вместе, анализируя данный материал. Фронтальная беседа с классом. Котенок играет язычком ботинка и жмурится от удовольствия. - Подчеркните члены предложения.
- Чем осложнено предложение? Чем выражены однородные члены? Докажите, что это однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, соответственно, являются одинаковыми членами предложения, в данном случае – сказуемыми)
Играя с язычком ботинка, котенок жмурится от удовольствия. - Подчеркните члены предложения.
- Есть ли тут однородные члены? Докажите.
- На какие вопросы отвечают слова “играя”? “жмурится”? От каких слов задаем к ним вопросы?
Делаем вывод, что эти слова отвечают на разные вопросы: как? или что делая? – “играя” и что делает? – “жмурится”. Вопросы к этим словам задаем от разных слов: котенок (что делает?) жмурится, жмурится (что делая? как?) играя. Таким образом, исходя из правила определения однородных членов, данные слова не могут быть таковыми. - Можно ли с помощью вопроса “что делая?” к слову “играя”, определить, каким членом предложения оно является? Какой вопрос помогает определить, какой это член предложения?
- Чем слово “играя” похоже на глагол? Чем отличается от него?
Делаем выводы: 1) это слово отвечает на вопрос, похожий на глагольный, но не являющийся таковым, 2) слово не имеет привычных глагольных окончаний, 3) не является, как глагол, сказуемым, 4) не изменяется. - Что обозначает глагол как часть речи? Что обозначает слово “жмурится”? А что обозначает слово “играя”? Содержит ли это слово значение действия? Объясните.
- Какое действие в предложении главное, основное, а какое – добавочное? Попробуем объяснить.
Делаем вывод, что слово “играя” дорисовывает основное действие, которое выполняет котенок, описывает его. Эта часть речи, которая помогает глаголу, обозначает добавочное действие при нем, называется деепричастием. Термин возник в 18 веке, состоит из 2 частей: дее + причастие = причастность к действию. Как и причастие, эта часть речи является гибридом. Есть грейпфрут – гибрид лимона и апельсина, есть причастие– гибрид прилагательного и глагола. Так и деепричастие – тоже гибрид двух самостоятельных частей речи – глагола и наречия. - Замените слово “играя” на глагол. Прочитайте полученное предложение. Почему вы смогли заменить это слово на глагол? От какой части речи оно образовано?
- Есть ли у слово “играя” зависимое слово или зависимые слова? Докажите. Как называется причастие с зависимым словом? Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимым словом?
Делаем вывод: деепричастие с зависимым словом– деепричастный оборот, который почти всегда выделяется запятыми, относится к глаголу (о знаках препинания при деепричастном обороте речь будет идти на следующих уроках), в предложении является обстоятельством. - Назовите деепричастный оборот в нашем предложении. Подчеркните его.
Запись в грамматические тетради (тетради-шпаргалки): Деепричастие = грамматические признаки глагола (обозначает добавочное действие при глаголе, имеет вид – что Делая? что Сделав? Возвратность. Имеет зависимые слова) и наречия (не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством). Деепричастие всегда образуется от глагола. Деепричастие + зависим (ое, ые) слов (о,а) = деепричастный оборот. | Устная и письменная работа по предложенному материалу. Фронтальная беседа с классом. Один учащийся работает у доски, выполняя задание под контролем учителя, затем его сменяет другой ученик. | | Наблюдение по учебнику. Стр. 74 – правило. Подводим итог, обобщая материал о грамматических признаках деепричастия. | Учащиеся читают правило, делают выводы о признаках деепричастия. | Работа по новой теме. Первичное закрепление знаний. Применение новых знания на новом языковом материале. | 1. Упражнение 159. - Читаем предложенный текст.
- Определите тип речи? Стиль?
- Какие выделенные слова являются глаголами? Докажите? Какие деепричастиями? Что они обозначают? Какие вопросы и от каких слов вы зададите к деепричастиям?
- Выпишите глаголы и относящиеся к ним деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения.
| Учащиеся читают текст, отвечают на заданные вопросы. Выполняют предложенные задания по грамматическому анализу текста. На доске задания попеременно выполняют 4 учащихся. | 2. Наблюдение. На доске записано четверостишие из стихотворения Э.Асадова “Лес”: Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! - Спишите, выделите грамматическую основу предложения.
- Какие слова также указывают на действия, которые выполняют маслята?
- С какой целью они использованы в стихотворении? Зачем нужны?
Делаем вывод, что слова “ежась”, “посинев”, “взявшись” и “греясь” украшают глагол, дополняют его другими действиями, создают живописную картину “действий” маслят. - Над деепричастиями напишите букву “д”. Найдите зависимые от деепричастий слова. Как называются деепричастия с зависимыми словами? Обозначьте деепричастные обороты.
- У всех ли деепричастий в этом стихотворении есть зависимые слова?
Делаем вывод, что есть деепричастия, не имеющие зависимых слов, – это одиночные деепричастия, но они также выделяются запятыми, как и деепричастные обороты. | Учащиеся списывают четверостишие, выполняют грамматические задания. Один ученик работает с текстом на доске. | Итоги урока. | Фронтальная беседа с классом. - О какой части речи мы с вами сегодня говорили?
- Признаки каких самостоятельных частей речи включает в себя деепричастие? Чем деепричастие похоже на глагол? Наречие? Расскажите.
- Что называется деепричастным оборотом? Может ли деепричастие не иметь зависимых слов? Как оно называется при этом?
| Ученики отвечают на вопросы, при необходимости, используя грамматические и рабочие тетради, учебник. | Домашнее задание. | Выписать фрагмент из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” (учебник, стр. 191: “А из города уже…” до слов “…не переводя духу…”), подчеркнуть грамматические основы, обозначить деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Устно объяснить роль деепричастий в тексте. | Запись в дневники. | Использованная литература: - Баранов М.Т, Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 7 класс. М., Просвещение, АО Московские учебники, 2005.
- Журнал “Русский язык. Первое сентября”, № 39, 2004
- Иванова В.А., Потиха З.А, Розенталь Д. Э Занимательно о русском языке, Ленинград, “Просвещение” Ленинградское отделение, 1990.
- Федорова М.В “Уроки русского я зыка в 7 классе” М., Просвещение, 2000
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс. М., Школьная пресса, 2004.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|