Преподавание литературы Рождение метафоры. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2994 Козлова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,04 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (358,5 КБ)
Цели урока:
Перед уроком раздаём буклеты (Приложение 2), в которых ребята будут вести записи. Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет "Рождение метафоры". Для начала давайте украсим наш класс. (Выпускаются шары, которые дети заберут по окончании урока). Ребята, кто умеет пользоваться Интернетом? Найди, пожалуйста, загадки про ромашку. Ну а мы с вами займёмся не менее интересным делом. Любите отгадывать загадки?
Ребята, а как создаются загадки? Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение? Запись в тетради Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака. Ребята, а с чем можно сравнить ромашку? (солнышко, яйцо, колесо:) Вы помните загадки про ромашку? Давайте посмотрим, что у нас есть в Интернете. (Чтение загадок) Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что ромашка похожа на солнышко или колесо? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой. В результате сравнения рождается метафора. Запись в тетради Метафора - перенос признаков, свойств одного предмета на другой по принципу сходства (скрытое сравнение). И в сравнении и в метафоре - сходство. Чем же отличается метафора от сравнения? Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере: Лес точно терем расписной. Лес - терем расписной. Но чаще всего метафора рождается так:
В последних примерах мы сравнивали с человеком. Этот приём - разновидность метафоры, и называется он олицетворением. Запись в тетрадь: Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Метафоры, сравнения, олицетворения - тропы. Троп - употребление слова или выражения в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить? Часто поэты используют для создания образа явления природы. Мы все помним первый дождь, который вызывает у нас массу чувств. Давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Природное явление дождь. С чем его можно сравнить, на что он похож? Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь:) :дождь, точно горошины,: :дождь, как будто нити,: :дождь, что ходули,: :дождь, как слёзы,: :дождь, как барабанная дробь,: Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации. Самостоятельная работа под звук дождя. Зачитать. Лучшие записать. Кто закончит раньше, выполняет тест на ноутбуке (или слабый ученик). (Смотри Презентацию 2) Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному. А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова. 1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий) 2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской) 3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской) 4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов) Вопрос Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить? В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола. Д/З: используя метафору, придумать загадку про дождь. Гимнастика для глаз. Лото. (Приложение 1) На парты каждому ученику раздаются карточки (Смотри Приложение 1), а учитель достаёт из мешочка бочонки с номерами.
Записать наиболее понравившуюся метафору. Надеюсь, вы теперь безошибочно будете находить метафоры, использовать их в своей речи. Вот и подошёл наш урок к концу. Получился праздник? Но какой же праздник без угощения?! (Раздать конфеты) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |