Преподавание русского языка Обобщение по теме "Лексика". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2246 Евлашина Ольга Валентиновна, учитель-словесник Цели урока:
Задачи:
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку (Приложение 1), дидактический материал. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Сообщение темы урока. Обращение к эпиграфу урока (Слайд 1) К. Паустовский: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий». – Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство? Чтобы выполнить эту задачу мы должны: (Слайд 2) 3. Теоретическое повторение Упражнение «Перекрёстный огонь» (Слайд 3) Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Лексика». – Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть, представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами. (Слайд 4) Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть вот в такую ситуацию. 4. 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто
– Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. (Выставка словарей). 5. Работа с толковым словарем – Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова? (Слайд 5)
– Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений. 6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.
7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Слайды 6-7) Самопроверка:
– В каком значении может употребляться слово идёт? (В прямом и переносном) 8. Физкультминутка
9. Омонимы, синонимы, антонимы – Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3 большие группы слов. Какие?
10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9) – Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски. (Слайд 10) Ответ.
11. Редактирование текста (на доске) – Какую роль выполняют синонимы в речи? В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав…зли их? Белки приехали из д…лёкой Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски) 12. Подведение итогов – Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика». (Слайд 11) (Слайд 12) – В качестве закрепления я вам предлагаю выполнить небольшой тест по нашей теме. Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс) 1. Какое слово является многозначным:
2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:
3. Синонимы – это:
4. Найдите синоним к слову огромный:
5. Подберите антоним к слову румяный:
6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:
7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
8. То, что обозначает слово, является его:
9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:
10. Лексика – это:
13. Итог (Слайд 13) – Закончить наш урок мне хочется словами К. Паустовского: «Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ». 14. Домашнее задание (Слайд 14) Написать сочинение-миниатюру «Пришла волшебница-зима», используя лексические возможности языка. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |