Преподавание русского языка Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1105 Рябченко Ольга Сергеевна, учитель начальных классов Цели:
Ход урока I. Организационный момент. - Дорогие ребята! На уроке прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. - Скажите, какое время года заканчивается? (Время года – зима). - Назовите признаки зимы. (Понижение температуры, мороз, снегопад, прилет зимующих птиц, замерзание рек, озер, теплая одежда у людей, деревья без листьев…) - Чаще всего зимой замерзают руки, разогреем их. II. Физическая разминка: (Руки на столе перед грудью согнуты в локтях). - Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены). - С добрым утром! (Пальцы рук переплести). - Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться). - Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание). - Полотенцем вытираться. (Поочередно скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев). - Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Каждый пальчик массируется). - Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад, пальцы расслаблены, взмахи кистями). - Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях). - И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку). III. Чистописание: - Какой месяц зимы заканчивается? (Февраль). - О каком природном явлении февраля эта загадка? Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. (Природное явление – метель) - А метель то стелется по земле поземкой, то вздымается вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”. Продолжайте последовательность до конца строки. (Учащиеся пишут “петли” высокие и низкие в определенном порядке). IV. Фронтальная словарная работа. - Без явления, зашифрованного в этом ребусе невозможно представить зиму, особенно этого года. Что это за явление? (МОРОЗ). - Что вы можете сказать о правописании этого слова? (Мороз – словарное слово, надо запомнить правописание безударной гласной о в корне слова, непроверяемой ударением и парной согласной по звонкости – глухости з). - С красной строки с большой буквы запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните опасные места. Мороз - Как можно проверить парный согласный в корне слова? морозы - К какой части речи относятся эти слова? (Это существительные, так как обозначают предмет и отвечают на вопрос что?). - От данного слова образуйте слово, которое отвечает на вопрос какой? Выделите корень. морозный - К какой части речи относится это слово? (Это имя прилагательное, потому что обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?) - Образуйте слово с этим же корнем, которое отвечает на вопрос что сделали? заморозили - Что вы можете сказать об этом слове, как части речи? (Это глагол, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделали?) - Все образованные слова являются проверочными парного согласного. - Запишем еще два слова с корнем мороз. 1. Его прихода все люди ждут с нетерпением. (Дед Мороз) 2. Как называется сказка и герой, любимый и детьми и взрослыми. (Морозко) Подсказка – “Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Вези ее во чисто поле на трескун-мороз”. - На какой вопрос отвечают эти слова и как вы их запишите? (Пишутся с большой буквы, так как являются именами собственными, отвечают на вопрос кто?). Дед Мороз, Морозко - Посмотрите внимательно на записанные слова, как можно назвать их одним словом? (Это однокоренные слова). - Какие пословицы вы знаете со словом мороз? (Каждая сказанная детьми пословица объясняется). Мороз невелик, а стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Невелик мороз, да краснеет нос. Зима без мороза не бывает. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Январю – батюшке морозы. На морозе и старик вприпрыжку идет. Теплое слово и в мороз согреет. (Запись пословицы по памяти). V. Работа по теме урока. 1. – Все слова, которые мы записали, изучает наука Морфология. Об одном разделе этой науки мы продолжим разговор на уроке. Послушайте стихотворение:
- Некоторые слова из стихотворения выписаны на доске, прочитайте их, назовите орфограммы. (Собака, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, конфеты, стол). Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО? ЧТО?). -Запишите эти слова в два столбика. Какие слова отвечают на вопрос кто? (Собака, жираф, котенок). - Какие слова отвечают на вопрос что? (Стол, часы, кино, утюг, пенал, конфеты). Чем одно слово отличается от других? (Слово конфеты во множественном числе). - к какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные). 2. Игра “Живой - неживой”. - На доске записан столбик из 7 слов, отвечающих на вопрос КТО? Нужно заменить в каждом слове одну букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос ЧТО?
VI. Физминутка: - Если слово отвечает на вопрос КТО? – поднимите руки вверх, а если на вопрос ЧТО? – руки вперед. Если встретили слова, относящиеся к другим частям речи, то надо присесть. -Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, мы, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость. VII. Работа по учебнику: Наблюдение над ролью имен существительных, упражнение 389 устно. упражнение 390. VIII. Упражнение в классификации существительных. - Замените каждую группу слов, одним словом: 1) Тополь, клен, береза, ель; 2) Волк, лиса, заяц, медведь; 3) Сорока, ворона, воробей, аист; 4) Брусника, черника, земляника; 5) Футболист, хоккеист, волейболист; 6) Шкаф, парта, стол, стул; 7) Молоко, сахар, хлеб, мясо; 8) Костюм, пальто, кофта, платье; 9) Ботинки, сапоги, валенки, туфли; 10) Кукла, мяч, юла, барабан. - Что могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? - Что могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? Домашнее задание: Упр. 391. - Дома вам предстоит в каждую группу дописать по 2-3 слова. Закрепление изученного. 1. Игра “Кто я?”. - Подобрать подходящие карточки со словами к выражениям:
- Какой части речи слова вы использовали? 2. На карточках даны три столбика слов:
- Все ли благополучно в записи слов? (Слово Коля – имя собственное, надо писать с большой буквы, оно лишнее во втором и третьем столбиках) - В каком столбике имена существительные? Докажите. - На какие вопросы отвечают слова второго и третьего столбиков? Какими частями речи являются? - Выпишите слова в тетрадь согласно схемам, данным на доске. 3. – Выберите имена существительные и припишите к ним существительные, противоположные по значению. начало -… легкий - … день - … смех - … тянуть - … твердый - … молодость - … Итог урока. - Что нового для себя вы узнали на уроке? - Какой вид работы понравился? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |