Преподавание литературы Литературный коллаж "Добро и зло"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1231 Киричевская Екатерина Робертовна, учитель начальных классов Цели урока:
Оборудование и оформление: Классная доска поделена на две половины: левая половина олицетворяет зло (оформлена как “Пещера зла и коварства”), а правая половина – Добро (светит солнце, летают бабочки, растут цветы и т.д.). Для работы в малых группах приготовлены рисунки солнца, цветка, сердца и звездочек. Для инсценировки сказки “Храбрый петух" и диалога феи и черта готовятся театральные костюмы. ТСО для музыкального сопровождения. На классной доске записан проблемный вопрос: Добро или зло?Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Мне хотелось бы начать урок именно с пожелания всем здоровья, а значит – добра. Сегодня мы поговорим с вами о Добре и зле: что важнее и чего на земле больше. В класс под музыку входит ученица в костюме Феи. Фея:
Звучит музыка, входит ученик в костюме черта. Черт:
Фея:
Черт:
Фея:
Черт:
– Ребята, а как думаете вы: для чего нужны друзья? – А у вас есть друзья? – Почему вы смело называете их своими друзьями? (Ответы детей) Спасибо. Да, действительно настоящий друг может порадоваться твоим успехам, не струсить и встать на защиту, когда это потребуется. Выступление театральной группы или инсценировка кукольного коллектива с русской народной сказкой “Храбрый петушок”. Фея:
Черт:
Черт предлагает прочесть отрывок из казахской народной сказки “Добрый и Злой”. Однажды Злой отправился пешком в далёкий путь. Он сильно устал и едва волочил ноги. По дороге нагнал его Добрый, ехавший верхом. Поговорили они и узнали, что направляются в одно место. – Посади меня сзади! – попросил Злой. Я очень устал. – Лошади тяжело будет везти двоих, ответил Добрый. – Лучше сделаем так. Я уступлю тебе место. Ты поезжай верхом вон до того дерева и там оставь коня, а сам иди дальше пешком. Я подойду, сяду на лошадь и снова тебя нагоню. Будем ехать на одном коне по очереди. Злой сел на лошадь и уехал вперед. А Добрый пошел следом за ним пешком. Вот подходит он к дереву – нет лошади. Обманул его Злой и поехал куда ему было нужно. Делать нечего. Зашагал Добрый дальше. Черт: Ну и что же вы на это можете ответить? Вот вам и друзья. Фея: Ты, пожалуйста, не путай. – Ребята, о чем шла речь в сказке? Можно ли этих людей назвать друзьями? – Что можно сказать о поведении этих людей? – Вот видишь, поведение Злого вызывает осуждение людей. Это была казахская народная сказка, а ведь народные сказки, пословицы, поговорки выражают народную мудрость. Черт: Вот здесь я с вами согласен. У меня есть как раз несколько пословиц. (Достает из “Пещеры Зла”, которая оформлена на классной доске, конверт, в котором на листочках записаны искаженные пословицы и поговорки).
Ученики исправляют эти и называют другие пословицы и поговорки. Черт: Ну и что, все равно ни одна сказка не обходиться без злых колдуний, ведьм, коварства и лжи. А ведь вы сами говорите, что это народная мудрость. К сожалению, это бывает. Но много недостойных поступков совершается по глупости. (Два ученика из класса, получивших задание заранее, рассказывают сказку Андрея Усачева “Небесное зеркало”). Да, может, было так, а может, нет. Но до сих пор ясными вечерами выходят жители Земли и долго зачарованно смотрят в мерцающее звездное небо, словно надеясь в нем что-то увидеть. Интересно, о чем могут рассказать звезды? А давайте мы сейчас попытаемся представить себя маленькими звездочками. (Под музыку зачитывается начало рассказа). Жила-была маленькая звездочка. Она была очень маленькая и потому грустила, глядя на большие звезды, которые ярко светили, озаряя ночной путь тем, кто в этом нуждался. Она смотрела на них и восхищалась ими. Ей тоже хотелось быть нужной и полезной, но свет ее едва достигал вершины самой высокой горы. Но однажды… Ребята делятся на группы и пишут продолжение рассказа на обратной стороне нарисованных звездочек. После прослушивания творческих работ, ученики дарят свои звездочки фее. Пусть они озаряют планету Доброты и согревают ее теплом, верой, надеждой и любовью. А люди пусть смотрят на них и становятся чище и добрее. (Звучит фонограмма песни Е. Крылатова – Ю. Энтина “Прекрасное далеко”). – Ребята, а каким вы хотите видеть свое будущее, свое “далеко”? (Ответы детей). – А что для этого нужно делать сегодня? – Спасибо. И, если все, что вы сказали, будете выполнять, ваше “далеко” (а, может быть и не такое оно далекое) будет прекрасным. И пусть ваша жизнь из чистого истока станет прозрачным ручейком, морем счастья и океаном любви и света. Я расскажу вам одну историю, и каждому из вас она наверняка покажется знакомой. (На плакате изображены 4 разных человека). Жили-были 4 человека, которых звали: КАЖДЫЙ, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, НИКТО. Нужно было выполнить одну очень важную работу. И КАЖДЫЙ был уверен, что КТО-ТО ее сделает. КТО-НИБУДЬ мог бы ее выполнить, а НИКТО не стал ее делать. КТО-ТО очень расстроился, потому, что это была работа КАЖДОГО. КАЖДЫЙ думал, что ее мог бы сделать КТО-НИБУДЬ, а НИКТО не понял, что КАЖДЫЙ ее не сделает. Кончилось тем, что КАЖДЫЙ решил, что виноват КТО-ТО, в то время как НИКТО не сделал того, что бы мог сделать КАЖДЫЙ. (Использован материал программы Ассоциации Юных Лидеров (настольная книга Школьного Совета). Алматы 2000 г.) – Как вы понимаете смысл этой философской сказки? Фея: Но пока мы с вами разговаривали, черт успел навредить нам. Он разрезал на части мои рисунки, которые я хотела вам подарить. – Ребята, давайте попробуем их собрать. (На части разрезаны рисунки солнца, цветка, сердца). Ученики, работая в группах, склеивают рисунки и обнаруживают на обратной стороне фразы:
– Умеете ли вы прощать обиды, как это делает герой мультфильма кот Леопольд? (Демонстрируется отрывок из мультфильма “Кот Леопольд”, который заканчивается фразой “Ребята, давайте жить дружно!”). – Давайте и мы скажем друг другу: – Ребята! Давайте жить дружно! Проводится игра “Я хочу, я не хочу”. Например, учитель говорит: – Я хочу, чтобы ребята в нашем классе дружили (протягивает правую руку в сторону вверх ладонью), я не хочу, чтобы люди оскорбляли друг друга (протягивает левую руку вверх ладонью влево). Один из учеников подходит и кладет левую ладонь на протянутую правую руку учителя, а другой на левую руку, если они разделяют мнение учителя или ведущего и говорят свои желания. Игра продолжается, пока все ученики не выскажутся. Должен получиться замкнутый круг. (Черт в это время тихо уходит). Исполняется песня М. Минкова и Ю. Энтина “Дорогою добра”. – Что же все-таки на Земле важнее: Добро или Зло? (Ответы ребят). Фея: Спасибо, ребята! Я нашла много хороших добрых друзей. Я возвращаюсь на свою планету, а на прощанье хочу сказать:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |