Преподавание русского языка Подготовка к написанию сочинения-рассуждения с учетом требований к ЕГЭ по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 5055 Хабибрахманова Рания Тагировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Средства обучения: исходный текст, презентация в PowerPoint, рабочие папки с заданиями, памятки для учащихся. Ход урока «Родительская любовь – единственное бескорыстное чувство на свете» 1. Слово учителя Любили тебя без особых причин Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение - единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока. Однако как часто происходит с нами, силу этой любви мы пониманием с опозданием. Иногда с большим… «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Так давайте же будем внимательны к своим дорогим родителям, с благодарностью воспримем их заботу и любовь. А временные взаимонепонимания они разрешимы. Известный советский писатель А.А.Фадеев в одном из своих произведений задаёт такой вопрос: «Кого больше мы обижаем на свете?» и отвечает: «Матерей» Легче всего обидеть мать, - В каких произведениях, ранее изученных вами, поднимается вечная проблема взаимоотношения «отцов» и «детей»? (Ответы учащихся: К. Паустовский «Телеграмма», Ф. Абрамов «Алька», И. С.Тургенев «Отцы и дети», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Детство».) 2. Работа с текстом - Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к заданию С ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются) Внимательно прочитали текст, расставили пропущенные буквы.
2.1. Выразительное чтение текста 2.2. Орфографическая разминка (на интерактивной доске) а) правописание не с разными частями речи 2.3. Речеведческий анализ а) Определите тему текста (Родительская любовь. Горькое воспоминание об отце. Мужество отца)
г) В чём заключается основная мысль рассказа? Что утверждал своим текстом автор. (1. Дети зачастую воспринимают лишь внешнюю красоту человека. 2. Только с возрастом приходит осознание подлинной родительской любви.) - Итак, обобщая ваши ответы, предлагаю опорную таблицу. (проецируется через экран) Художественный стиль речи (таблица указана в презентации)
е) Какие художественно-выразительные средства языка использованы рассказчицей:
ж)Определите тип речи. Докажите своё мнение. (Повествование. В тексте повествуется об одном случае из жизни . выделяется несколько микротем. Ведущая часть речи - глагол, частотны наречия места и времени. Синтаксис индивидуален - используется разные типы предложений.) 2.4. Групповая работа 1 группа – синтаксис словосочетания; 3. Подготовка к написанию сочинения Учитель: Для успешного написания сочинения я вам предлагаю памятку «Советы учащимся» (проецируется через экран). - Что такое проблема? (Ответы учащихся: задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте) Проблема - это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную. Сформулировать проблему можно двумя способами: 1) оценить объект проблемы - чья это проблема или что это за проблема; 2) определить проблему в виде вопроса. Итак, какую проблему поднимает автор? (Ответы: 1. Проблему «отцов» и «детей». 2. Проблему нравственности. 3. Взаимоотношения родителей и детей. 4. Душевной красоты человека. 5. Проблему совести.) Учитель: Действительно, в своем тексте автор затрагивает проблему отношения детей к своим родителям, проблему самоотверженности родительской любви. Определяя проблему, нужно уметь правильно изложить ее. Для этого предлагается в памятке клише. (Обращаю внимание учащихся на таблицу) Варианты формулировки проблемы
Проблема - это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную. Следующий этап работы над сочинением – прокомментировать проблему. Комментарий –это рассуждение, а не пересказ .Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Также возможны два способа изложения: 1) от частных фактов к формулировке проблемы, 2) от формулировки проблемы к комментарию. Прокомментируем проблему нашего текста. Выступления учащихся: 1) Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас подобным образом не поступал со своими родителями в детстве. Что же мешает познать родительскую любовь? Почему многие зачастую неправильно воспринимают родительскую любовь, заботу, внимание? Стесняются от ровесников за внешний вид своих родителей? Считают, что они некрасивы, несовременны? Потому что, для детей в первую очередь важно внешняя привлекательность («он был маленький, толстенький»), положение в обществе («обычный слесарь»). Не зря многие в детском возрасте не любят рассказывать друзьям о своих родителях, избегают их встречи. Эта черта в раннем детском возрасте характерна многим. 2) Девочка ненавидела утренники, потому что в садик приходил отец (а отец был маленький, толстенький, рано начал лысеть…нос у него был свекольно-красного цвета, как у клоуна). А дети смеялись над ним. Девочка чувствовала неловкость, потому что детская душа предпочитала внешнюю красоту. Ее неразвитое сознание не давало понять любовь отца. Отца, ради своей дочери вытерпевшего насмешек и неучтивого отношения к себе. - Что же потребуется, чтобы выявить позицию автора? Позиция автора - это ответ на поставленный вопрос в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как он оценивает описываемую ситуацию, поступки героев? Наконец, каково мнение автора по поставленной проблеме? Отвечая на эти вопросы, выполняется следующее требование к написанию сочинения. - Ребята, вы согласны с автором? Разделяете его мнение о том, что лишь с возрастом человек познает подлинную ценность и величие родительской любви? В этой части работы вы даете свою оценку. Если разделяете мнение автора, то ищете дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного или читательского опыта. Если не согласны с автором, то находите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы. (1. Трудно не согласиться с основной мыслью автора. Нередко сталкиваемся с этой проблемой в современной жизни. Мы не всегда ценим наших родителей. Для нас они злые, отсталые, вмешиваются в нашу личную жизнь, лишают нас самостоятельности, надоедают своими нравоучениями. Такой усиленный контроль отталкивает детей от родителей. Часто между ними возникают непоправимые конфликты. Почему происходит такое? Во-первых, дети не могут отличать душевную красоту от внешней. Их привлекают больше всего в окружающем яркие краски, красивая наружность, богатство, веселье, радость. В этом возрасте человек не задумывается, что же скрывается за всем этим. Во-вторых, лишь годами набирая жизненный опыт, а вернее родительский, опыт ему приходит осознание подлинности и самоотверженности родительской любви. Только испытание боли, тревоги, радости за ребенка даст понять настоящую силу родительской любви и ее влияние на жизнь ребенка. 2. Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему «отцов» и «детей». Одно из них мне пришло на память. Это повесть В. Распутина «Последний срок». Автор показывает главную героиню, бабушку Дарью, на закате её жизни. Она чувствует, что дни её сочтены. Именно это побудило её вызвать детей по телеграмме. Съезжаются дети, уже сами давно родители. В Дарье пробуждается с новой силой родительское чувство: она оживает, снова возвращается к жизни. А дети,увидев, что мать поправилась, спешат обратно к себе. Но не проходит и дня после их отъезда, мать умирает. Это произведение созвучно с рассказом Н. Аксёновой: равнодушное отношение к матери, непонимание её душевного состояния и о матери . сердце которой не перестаёт любить своих детей.) 4. Выводы и обобщения 5. Домашнее задание Написать сочинение - рассуждение на тему «Родительская любовь» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |