Преподавание литературы Тема урока: "Наперсница волшебной старины" (сценарий занятия-спектакля, посвященного няне А.С. Пушкина)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1512 Бородина Наталья Яковлевна, заместитель директора по научно-методической работе
Учитель: Друзья мои! Наше сегодняшнее занятие-спектакль посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл “мамушкой”; которой он посвятил столько нежных поэтических строк, - оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича – Арине Родионовне. С детских лет мы знаем о трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке; к имени Арины Родионовны нередко мы добавляем эпитет “знаменитая” и при этом… ничего о ней не знаем. Ее судьба остается для нас – увы! – непрочитанной. Мы ведь не знаем даже, где и когда она родилась; не знаем, как она выглядела; почему попала в семью Пушкиных, став “добрым духом” этой семьи; мы даже фамилии ее зачастую не знаем! Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, “наперсницы волшебной старины”; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, “был известен ей как нельзя короче”. Звучит “Рассвет над Москвой-рекой” – вступление к опере М.Мусоргского “Хованщина”. 1-й ведущий (на фоне музыки):
2-й ведущий: Десятого апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии родилась девочка. В церковных книгах и документах именовали ее Ириной, а в жизни звали Ариной Яковлевой. Была она крепостной – сначала графа Апраксина, а затем принадлежала Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина. В двадцать три года ее выдали замуж за крепостного Федора Матвеева, который был на семь лет моложе ее. В их семье было четверо детей: два сына и две дочери. 3-й ведущий: В 1796 году Надежда Осиповна Ганнибал – внучка Абрама Ганнибала – венчалась с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. Венчались они в той же церкви, где пятнадцать лет назад венчалась Арина Родионовна. Через год у них родилась первая дочь, Ольга, и Арину Родионовну взяли к ней няней, и с тех пор вся жизнь Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. 4-й ведущий (стоя возле портретов): Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких сведений в рассказе Прасковьи Александровны Осиповой: “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”. Хорошо известен рельефный портрет Арины Родионовны работы мастера Якова Серякова (резьба по кости), хранящийся в Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина в Москве на Пречистенке. На полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича были обнаружены два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней – поясной портрет – девушка в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. Рисунок Пушкина не противоречит предполагаемому портрету Арины Родионовны работы неизвестного художника, датируемого 1820-ми годами. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре – перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Арина Родионовна изображена в сарафане, а на голове ее, хотя она была родом из Суйды, девичья повязка псковских крестьянок. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости. 1-й ведущий: Где бы ни жила няня (в Кобрино ли, в Захарове ли, в Михайловском ли), в ее доме все было простое, русское, деревенское, уютное. Старинные сундуки, лавки, в красном углу, “под святыми”, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено. На комоде заветный ларец няни. В светлицу няни Пушкин приходил, когда ему было особенно одиноко. Сюда он шел отдохнуть, послушать ее чудесные сказки. На авансцене появляются Петр и деревенская Девушка; садятся на скамейку. 2-й ведущий: Вспоминает дворовый Пушкина – кучер Петр Парфенов. Девушка: А няню его помнишь? Правда ли, что он ее очень любил? Петр: Арину-то Родионовну? Как же еще любил-то, она у него тут и жила. И они все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: “Здорова ли, мама?” - он ее все мама называл… И уж чуть старуха занеможет там, он уже все за ней… Девушка: А правда ли, Петр, что Александр Сергеевич читывал няне свои стихи и сам любил слушать сказки? Петр: Да, да, это бывало; сказки она ему рассказывала, а сам он ей читал ли что, не припомню: только точно, что он любил с ней толковать… Петр и Девушка уходят. Открывается занавес. Перед нами – комнатка Арины Родионовны. У стола сидит Пушкин-мальчик. Входит Арина Родионовна, вносит пироги. Арина Родионовна (поет):
(Ставит пироги на стол, садится и начинает прясть.) Пушкин: Нянюшка, расскажи мне сказку! Арина Родионовна: Сказку рассказать? Ну, что же, слушай!.. Вот что чудо: у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет... Звучит русская народная песня “Настасья”, исполняемая на домре учащимися. Входят Малыши, читают по строчкам пролог к поэме “Руслан и Людмила” и собирают мозаику: в 12 карманов холщёвого полотна, покрытого прозрачной пленкой, вставляют рисунки с изображением действующих лиц и сцен пролога (дуб с ходящим по златой цепи котом ученым, леший, русалка, следы невиданных зверей и т.д.). 3-й ведущий: Эта чудесная русская женщина не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это была “старушка бедная с богатой душой”, первая муза поэта, “наперсница волшебной старины”. Чтец (исполняет стихотворение Саши Черного):
Пушкин: Мамушка, пойдем на луг в сад, там так хорошо ребята поют и играют! Арина Родионовна: Пойдемте, батюшка Александр Сергеевич, а я ребятушек угощу своими пирогами. Выходят в сад, садятся на скамейку. В центре дети водят хоровод и поют русскую народную песню “В хороводе были мы”. Дети подбегают к скамейке, Арина Родионовна угощает их пирогами. Дети: Арина Родионовна, расскажи нам новую сказку! Арина Родионовна: Ну, что же, слушайте. Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…” И осталась царевна у братьев жить... Звучит домра. Выходят Сказочница, Царевна, семь Богатырей. Сценка из “Сказки о мертвой царевне…”: сватовство “Семи румяных усачей” к царевне и ее отказ им. Музыка меняется. Выходят Елисей, Солнце, Месяц, Ветер. Сценка из “Сказки о мертвой царевне…”: Елисей обращается к силам природы за помощью. Дети: Нянюшка, расскажи еще! Арина Родионовна: Да теперь уже поздно, пора домой отдыхать. Все уходят. Арина Родионовна и Пушкин идут в избу. Арина Родионовна: Ложись спать, Александр Сергеевич, а я помолюсь. Пушкин уходит. Арина Родионовна зажигает свечку. 4-й ведущий: Молилась Арина всегда своими словами, вкладывая в них всю душу. Арина Родионовна (стоя на коленях, молится): Ты, Боже, поделил мир на господ и крепостных. Нам положено повиноваться господам своим. А мои господа – люди добрые, благородные, и жаловаться мне на них не за что. Боже, будь добр к ним, дай им всякого счастья! И еще молю тебя – побереги моих деток, которые живут тоже с хорошими людьми, но все же без матери. Дай Бог им здоровья и здоровья их воспитательницам! Прости меня, грешную… (Крестится.) О, может, грех великий в том, Господи, что сильнее детей своих люблю Сашеньку. Но ведь и он тянется ко мне более, чем к матери. А мать строга к нему. Господи, не знает она душу свово сынишки – душу большую, красивую. Не замечает она, что душой своей перерос он всех нас. Все понимает больше нас, все чует сердечком своим. И потому, верно, Господи, одинокий он. Прости, Господи, Надежду Осиповну, ибо не со зла так она к сыну относится, а по невразумению. Вразуми ее, Господи! (Крестится.) Встает и уходит. Чтец (исполняет стихотворение Т. Веселовой “Арина”):
1-й ведущий: Арина Родионовна надолго рассталась с маленьким Пушкиным, когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в Царскосельский лицей. Время от времени они встречались после этого в короткий петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не виделась с Александром Сергеевичем в течение четырех лет. Сблизили их годы Михайловской ссылки поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. На сцене появляется Пушкин. Он берет бумагу, чернила и гусиное перо, садится за стол, пишет. 2-й ведущий: В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям. Пушкин (пишет и читает вслух): Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! 2-й ведущий: Так писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву. И позже – одному из друзей. Пушкин (продолжает): Уединение мое совершенно, праздность торжественна. Соседей около меня мало… целый день верхом… вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны… она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно… 3-й ведущий: Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее. Звучит домра – “Во саду ли в огороде”. На фоне музыки ведущие читают отрывок о белочке из “Сказки о царе Салтане…”. Выходят дети с металлофонами и Белочка. Мелодия “Во саду ли в огороде” звучит теперь на металлофонах, Белочка танцует. 4-й ведущий (читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Сват Иван, как пить мы станем...”):
На сцене: Пушкин за столом. Входит Арина Родионовна с самоваром, наливает чай, садится. Исполняется русская народная песня “Перепелочка” в сопровождении домры. Чтец (исполняет стихотворение И. Уткина “Михайловское”):
В исполнении детей звучит романс М. Яковлева на стихи А.С. Пушкина “Зимний вечер”. 1-й ведущий: В убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта-изгнанника и близким другом его товарищей. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: “Родионовне мой поклон в пояс”. Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: “Кланяйся няне”. “Свет Родионовна, забуду ли тебя?” – писал навестивший Пушкина поэт Николай Михайлович Языков. 2-й ведущий: Весной 1826 года Языков приехал в деревню к Пушкину. Это были лучшие дни в жизни ссыльного поэта. Языкову все здесь нравилось: и природа, и хозяева, и особенно Пушкин. Николай Михайлович был без ума от Арины Родионовны. Входит Языков. Пушкин встречает его, приглашает к столу. Няня угощает гостя. Языков: Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину! (Обращаясь к няне, читает ей строки своего стихотворения.)
Арина Родионовна передает Языкову шкатулку, а Пушкин “наполняет” ее своими стихами. 3-й ведущий: Когда Языков собрался уезжать, Арина Родионовна подарила ему шкатулку с надписью: “Изделан сей ящик 1826 года июля 15 дня”, а Пушкин прикрепил наклейку из бумаги: “Для черного дня” - и наполнил шкатулку книгами. Долгий путь проделала шкатулка Арины Родионовны. От одного поколения к другому передавалась она, как драгоценная реликвия, напоминающая о дружбе Языкова с великим поэтом и его няней. Пушкин, Языков и Арина Родионовна уходят. 2-й ведущий: Легко догадаться, как была напугана Арина Родионовна, когда двадцать седьмого августа 1826 года Пушкина внезапно по приказу Николая I, не дав толком собраться, увезли в Псков, а оттуда в Москву. Представьте себе, как из последних сил бежала она знакомой теперь миллионам людей дорогой из Михайловского в Тригорское, спеша рассказать друзьям (соседям Осиповым) о том, что приключилось с ее любимцем. 1-й ведущий: И сам Пушкин, уезжая из Михайловского в Москву, волнуется и пишет в 1826 году “Няне”. Появляется Пушкин. Остановившись возле скамейки, задумчиво смотрит вперед. Звучит запись романса Г. Свиридова на стихи А.С. Пушкина “Няне”. 2-й ведущий: Дельвиг словно догадался об этом. Он писал Пушкину: “Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?” 3-й ведущий: Не очень-то бодро перенесла. Дворовый Петр Парфенов вспоминал: “Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет”. В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в “своей избе”, как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому. Пушкин садится за стол, пишет и вслух читает письмо. Пушкин: Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни – ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. (Уходит.) 4-й ведущий: Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось “умилить” Арине Родионовне, чью свирепость “укротить”. Она молила самодержца о милости к возлюбленному души ее – Александру Сергеевичу. Он был растроган и полон благодарности. Может быть, Анна Петровна Керн не столь уж преувеличивала, когда утверждала, что поэт никого “истинно не любил, кроме няни и сестры”. 1-й ведущий: После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского и Анной Вульф. Входят Арина Родионовна и Крестьянин, она диктует ему письмо. Арина Родионовна: Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым сщастьем: и желаю я тебе любезному моему благодетелю здоровья и благополучия, причем любезный друг я целую ваши ручьки с позволения вашего сто раз и желаю вам то, чего и вы желаете и прибуду к вам с искренним почтением. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна. Крестьянин уходит, няня опускается на скамейку, сидит задумчиво. Чтец (исполняет стихотворение Я. Козловского “Ангел мой…”):
Няня уходит. 2-й ведущий: Когда Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве Павлищева), сестра поэта, выходила замуж, как хозяйку дома и доброго духа семейства Пушкиных, взяла она к себе из деревни Арину Родионовну. В доме Павлищевых, недолго поболев, няня и умерла 31 июля 1828 года. Была похоронена на Смоленском кладбище. 3-й ведущий: Вспоминает Александра Осиповна Смирнова – фрейлина Императрицы: “Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне”. Чтец (исполняет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Наперсница волшебной старины”):
4-й ведущий: Память о няне никогда не оставляла поэта. В альманахе “Северные цветы” 1830 года помещен “Зимний вечер”, с которого начинается теперь литературное образование каждого русского читателя. В восьмой главе “Евгения Онегина” он вместе со своей любимой героиней вспомнил “крест и тень ветвей над бедной нянею моей”. Старая нянька Дубровского Орина Егоровна писала письма, удивительно похожие на те, что продиктовала когда-то в Михайловском Арина Родионовна. В 1830 году, перед женитьбой, Пушкин заехал в Захарово, где так и жила с давних пор дочь Арины Родионовны Марья. Он был невесел, прощался с прежней жизнью, вспоминал няню. Входит Марья. Марья (вяжет и рассказывает): … Он приезжал ко мне сам, перед тем как вздумал жениться. Я, говорит, Марья, невесту сосватал, жениться хочу… и приехал это не прямо по большой дороге, а задами; другому оттуда не приехать, куда он поедет? – в воду, на дно! А он знал… Уж оброс это волосками тут (показывает на щеки), вот в этой избе у меня сидел, вот тут-то… 1-й ведущий: Когда ж он – летом приезжал или зимой? Марья: Летом, батюшка; хлеб уж убрали, так это под осень, надо быть, он приезжал-то… я это сижу; смотрю – тройка! Я этак… а он уж ко мне в избу-то и бежит… наше крестьянское дело, известно уж – чем, мол, вас, батюшка, угощать-то я стану? Сем, мол, яишенку сделаю! Ну, сделай, Марья! Пока он пошел это по саду, я ему яишенку-то и сварила; он пришел, покушал… все наше решилось, говорит, Марья, все, говорит, поломали, все заросло! Побыл еще часика два – и прощай, говорит, Марья! Приходи ко мне в Москву! А я, говорит, к тебе еще побываю… Сели и уехали! (Уходит.) Учитель: “От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиных, “наш Байрон” притом, как любили называть его многие, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность – не к матери (это было бы еще не странно, так и многие поэты делали), а к “мамушке”, к “няне”, и с глубоко искреннею благодарностью величать в ней первоначальную свою Музу… Так вот кто первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта, это няня, это простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей, няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!” – писал Иван Сергеевич Аксаков. 1-й ведущий: Какая эпитафия сравнится с этой? Какие еще нужны доказательства и характеристика той роли, которую сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта?! Звучит музыка, на фоне все Ведущие и Чтецы по очереди читают строки стихотворения Н. Доризо “Арина Родионовна”:
Общий поклон. Библиография
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |