Преподавание русского языка Урок по теме "По дорогам Фразеологиия". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1099 Климова Светлана Михайловна, учитель русского языка Цели урока:
Оборудование: 1) В.П.Жуков,А.В.Жуков. “Школьный фразеологический словарь русского языка” (на парте у каждого ученика). Ход урокаУчитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие “По дорогам Фразеологии”, где нас ждут удивительные приключения, неожиданные радостные открытия. Фразеология – это целый мир со своими законами, героями, загадками. Наше путешествие будет интересным и познавательным. И в помощники возьмём себе необычную книгу – “Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П.Жукова Пожелаем друг другу счастливого путешествия! Учитель: – Что такое Фразеология? – А фразеологизмы? (Слайд 2) – Первая наша остановка – в гавани устного народного творчества. Это ещё не фразеология. Но всё богатство фразеологии рождалось здесь. Именно фольклор – русского и других народов – первый “родничок”, питающий фразеологию. Дело в том, что многие учёные к фразеологическим средствам языка относят и пословицы, поговорки, а также крылатые слова – это образные, меткие выражения, изречения, афоризмы исторического или литературного происхождения, ставшими широкоупотребительными. А вот и первое задание: 1. Определите происхождение фразеологических выражений, объясните их значение, укажите источник: (Слайд 3) За тридевять земель – из сказки, означает “27”, то есть очень далеко; На мякине не проведёшь – из пословицы “Старого воробья на мякине не проведёшь”, т.е. не обманешь, не перехитришь. Ахиллесова пята – из мифа об Ахиллесе, уязвимое место, слабая сторона. Учитель: С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться 2-е задание – Так почему же мы так говорим? (Слайд 4-8) Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить? 3-е задание – Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (Слайд 9) 4-е задание – Отгадайте, какие фразеологические обороты изображены на этих шутливых рисунках, и объясните их значение (Слайд 10-22) 5-е задание – Составьте с любым фразеологизмом предложение, каким членом предложения он является. (У доски) Не вешай нос и головы, физминутку сделай ты! Гимнастика для глаз. Зажмурьтесь крепко – крепко, считаю: 1,2,3,4,5 – откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением. Зажмурьтесь крепко – крепко, считаю: 1,2,3,4,5 – откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью. 6-е задание Вспомните фразеологизмы – синонимы, когда мы так употребляем:
7-е задание – замени фразеологизмы одним словом (наречием)
Р Е К Л А М А
Учитель: Посмотрите внимательно на ворота Фразеологии. Какой фразеологизм здесь “спрятан”? Воспользуйтесь подсказкой: замените цифры буквами алфавита и прочитаете устойчивое выражение: (Слайд 23) 9,1// 19,6,14,30,32// 9,1, 14,12,1,14,10// (За семью замками – под надёжной охраной) Царство Фразеологии находится за семью замками, замки с секретом – если вы ответите правильно на вопрос каждого из семи замков, то ворота откроются.
Его вешают, приходя в уныние;
Заключительное слово учителя. – Медленно, шаг за шагом приближались мы к удивительной, загадочной стране Фразеологии, постигая её язык, её законы. Ворота распахнулись, приглашая нас войти. Смелее ступайте на дорогу Фразеологии! Много интересного ещё можно узнать в этой стране! А наше путешествие подошло к концу, а это значит, что двери в страну Фразеологию для вас всегда открыты. Стоит только взять в руки книгу (“Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П.Жукова ), открыть её, и вы окажитесь в удивительной стране. Награждение (Каждый ученик получает “Грамоту знатока Фразеологии”). Домашнее задание. (Слайд 24 ) – В тексте полученной вами грамоты – 16 фразеологизмов. Выпишите их, объясните их значение. Дифференцированно (8 уч-ся) получают ещё задание :дать характеристику 2 любым фразеологизмам. Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке. Учитель: (Слайд 25) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы! Используемая литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |