Преподавание русского языка
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1146
Закирова Ромия Габдельфартовна, учитель начальных классов Цели: - дать понятие об имени существительном;
- научить находить имена существительные в тексте, подбирать самостоятельно, классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые;
- развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление;
- воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению.
Оборудование: учебник русского языка для II класса (автор — Рамзаева Т. Г.), презентация по теме: «Имя существительное как часть речи». ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Пусть вам поможет ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. II. Минутка чистописания — Запишите в тетради число, классная работа. Посмотрите на доску. Сейчас мы напишем эти соединения. лит бо ай — Напишите чередуя эти соединения. Чем являются эти соединения? (Слогами.) — Составьте из этих слогов слово. Какое слово получилось? (Айболит.) — Кто такой Айболит? (Доктор.) — Из какой он сказки? («Айболит».) — Кто автор этой сказки? (К.И.Чуковский.) — Вспомните, как начинается эта сказка. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! — Как называют врача, который лечит животных? (Ветеринар.) III. Словарная работа Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке Айболит», где вы узнаете много нового. К доктору Айболиту приходят немало зверей. И сегодня у него побывали лесные жители, давайте угадаем, кто сегодня приходил лечиться? В один столбик запишем, что лечило это животное, а в другой — какое это животное. (На доске появляются части тела животного, дети отгадывают его.) В тетради запись: хвост лисица лапа медведица уши заяц клюв воробей крыло сорока — Что вы можете сказать об этих словах? (Во втором столбике даны словарные слова.) — Поставьте вопрос к каждому слову. Что обозначают эти слова? (Предметы. Это — имена существительные.) IV. Работа над новой темой — Ребята, почему мы записали эти слова в два столбика? (Слова в первом столбике отвечают на вопрос что?, а во втором — на вопрос кто?) — Ребята, запомните, слова, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие живые предметы называются одушевленными. Слова, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы называются неодушевленными. Из написанных выберите слова, обозначающие сначала одушевленные, а потом неодушевленные предметы. (Выслушиваются ответы учащихся.) — Как вы уже догадались, сегодня на уроке будем с вами изучать одушевлённые и неодушевленные имена существительные и нам сказка К.Чуковского «Айболит«. Ребята, вспомните, а в сказке кто первым пришел доктору? И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» — Айболит стал расспрашивать лису, было очень больно, поэтому она совсем запуталась. Помогите Айболиту разобраться. Расставьте предложения по порядку. (На доске появляется текст: Я очень люблю мёд! Они меня ужалили. Пошла за ним к дубу. Я сунула нос в дупло. Там живут осы.) — Сколько предложений в тексте? (5 предложений.) — Какие знаки препинания стоят в конце? (Точки и восклицательный знак.) — Когда мы ставим в конце предложения восклицательный знак? (Когда предложение выражает эмоции.) — Айболит вылечил лису, но дал ей совет. Как вы думаете, какой совет дал доктор? (Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. Сладкое надо употреблять меньше, а фруктов и овощей — больше.) — А какие фрукты и овощи вы знаете? (Ответы учащихся.) — В следующем упражнении речь пойдет о фруктах и овощах. Откройте учебники, Найдите упражнение 233. Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить? (Выписать название овощей, затем название фруктов.) — К чему привела любовь лисы к сладкому? Найдите это предложение. (Лису укусила оса.) — Подчеркните в нем главные члены предложения. (Учитель читает продолжение стихотворения.) Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма От Гиппопотама!», «Приезжайте, доктор, В Африку скорей. И спасите, доктор, Наших малышей!» «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?» «да-да-да! У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, Малярия и бронхит! Приходите же скорее, Добрый доктор Айболит!« Учитель. Айболит, конечно же, решил помочь бедным зверятам. И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» А в лицо ему ветер, и снег, и град: «Эй, Айболит, воротися назад!» И упал Айболит и лежит на снегу: «Я дальше идти не могу». И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: «Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезём!» Учитель. И помчались волки быстрее ветра. Они сильные, ловкие и быстрые, потому что занимаются спортом. Как вы знаете, в 2013 году в городе Казани будет проходить Универсиада. Кто знает, что означает это слово? (Это спортивное соревнование между командами из разных стран, похоже на Олимпиаду, только соревнуются студенты из различных институтов и университетов.) Учитель. В программу летней Универсиады входят 13 видов спорта — легкая атлетика, баскетбол, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фехтование, плавание, водное поло, теннис, настольный теннис, волейбол, прыжки в воду, дзюдо, футбол. — На какие вопросы отвечают все эти слова? (Что?) — Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевленные.) — Какой инвентарь чаще всего встречается в спорте? (Мяч.) V. Физминутка — Давайте, мы тоже поиграем в игру «Кто я?». Я начинаю предложение, а заканчивает тот, кто поймает мяч. Вы должны закончить предложение именем существительным. — На заводе я кто? (Рабочий.) — В школе я кто? (Ученик.) — В магазине я кто? (Покупатель.) — В транспорте я кто? (Пассажир.) — Для мамы я кто? (Дочь или сын.) — Для дедушки я кто? (Внук или внучка.) VI. Закрепление пройденного (На доске появляются слова, которые произносили дети.) — Ребята, на какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?) — Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные.) — Айболиту в пути помогали волки, кит, орел. (Учитель читает продолжение стихотворения.) Но вот, поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «Да здравствует милая Африка!» Вот он добрался до зверей. Десять ночей Айболит Не ест, не пьёт и не спит. Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят, И ставит и ставит им градусники. Учитель. Ребята, посмотрите на экран. (На доске появляется рисунок.) — Нужно написать только слова, обозначающие предметы, с помощью которых доктор лечит животных. — На какие вопросы отвечают эти предметы? (Что?) — Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевленные.) — Доктор вылечил всех зверей. (Учитель читает продолжение стихотворения.) И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. А малютки бегемотики Ухватились за животики И смеются, заливаются — Так что дубы сотрясаются. — Айболит очень долго лечил зверей, а когда вернулся на Родину, то там уже была зима. (На доске появляется картина зимнего леса.) — Найдите на картинке неодушевленные предметы. (Дерево, мельница, снег, сугроб, иней, дорога.) (На картине леса появляются животные.) — А теперь назовите одушевленные предметы. (Медведь, кот, собака, грач, заяц) — А теперь для проверки ваших знании проведем небольшой тест. Тест Имя существительное 1. Что обозначает имя существительное? а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета. 2. Выдели слово, которое отвечает на вопрос что? а) муравей; б) семечко; в) Анна; 3. Сколько одушевлённых существительных в данном тексте? У моей сестрёнки живут хомяки. А недавно ей подарили маленького котёнка. Света очень внимательно относится к своим питомцам. а) 3; б) 4; в) 5. 4. В каком предложении слово книга» является подлежащим? а) Я читаю интересную книгу. б) В книгу автор поместил много иллюстрации. в) На полке стоит большая книга. 5. Какие буквы пропущены? С друз..ями я ч..сто хожу в бас..ейн и играю в вол. .ейбол а) ь, я, с,—; б) —, ас,—; в) ь, а, с,—. VII. Итог урока — Ребята, мы совершили путешествие вместе с доктором Айболитом, спасли зверей. А вы чему научились на уроке? — Что нового узнали? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? Что такое имя существительное? (Ответы учащихся.) — Прочитайте названия героев сказки. На какой вопрос отвечают эти слова? Как называются эти имена существительные? Назовите неодушевленные имена существительные, которые использовали на уроке. (Ответы учащихся.) VIII. Домашнее задание — Домашнее задание будет творческим. Найдите пословицы о здоровье, запишите их в тетрадь и подчеркните в них имена существительные.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|