Преподавание русского языка Путешествие по стране лексики и фразеологии. 5–8-е классыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1302 Жупеева Елена Павловна, учитель русского языка и литературы Цели урока: расширение словарного запаса и развитие речевых навыков учащихся. Задачи урока:
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран. Наглядная презентация PowerPoint из 28 слайдов. Использования презентации в учебном процессе, это организационный и информационный стержень урока, который даёт экономию времени и возможность самообучения и самооценки обучающихся в условиях интерактивного взаимодействия ученик–компьютер–учитель; презентация повышает эмоциональное восприятие и способствует высокому уровню мотивации к усвоению знаний. Структура презентации и её применение:
ХОД УРОКА1. Вступление.Сегодня мы путешествуем по хорошо знакомой вам стране: Лексика и Фразеология (слайд 1). Как вы думаете, кто её жители? (проверка ответов – по щелчку мыши) Слова, крылатые выражения, фразеологизмы (слайд 2). Они “живут” в городах и отдалённых районах, прячутся в глубоких пещерах и поселяются на высоких вершинах гор. Итак, наш маршрут: пещера Архаизмов, пик Неологизмов и экскурсия в столицу страны – Город Крылатых Выражений (слайд 3).В путь! Этот путь для всех один, но впереди вас ждут испытания – вот тогда и поделим задания. У тех, кто справится, золотой жетон появится. 2. Путешествие-игра.ПЕЩЕРА АРХАИЗМОВ. Мы у входа. И в неё тот войдёт, кто все древние слова найдёт: А) Выборочный диктант: записать из звучащего текста только устаревшие слова. (Слайд 5) Как вы их понимаете? (Слайды 4-7)
Учитель: Почему вы выбрали эти слова? Каково их значение? Почему не все слова вы можете объяснить? Почему их ещё называют историзмами? Где же можно нам узнать, как их нужно понимать? Конечно, в словаре толковом… А ещё? … Можем всё найти на свете, если будем в Интернете… что ж, отправим в командировку двух ребят – пусть расскажут о словах, которые сегодня вышли из употребления и нуждаются в объяснении. Мы в пещере – здесь темно, трудно что-то разглядеть. Только клеточки для букв – подбери-ка слово, друг, к каждому значению (слайд 8,9). №1. Задание команде (рядам, группам и т.д.)
№2. Задание. А вот ещё рисунок крупный, чей-то образ очень смутный. Присмотрись – увидишь ты эти смутные черты? Запишите в столбик:
Задание №3. Какие слова пропущены? Откуда эти строки? Запишите примеры, вставляя подходящие по смыслу устаревшие слова: Горят румянцем свежие… Старец нахмурил… Твоими бы… да мёд пить. Он поднял… указующий. Уныла пора!… очарованье! Учитель. Впереди – ПИК НЕОЛОГИЗМОВ (слайд 10, 11, 12). И его не просто взять – кроссворд придётся разгадать. Ну-ка дружно вместе взялись и наверх скорей поднялись! Конкурс эрудитов (толкование неологизмов). Кто больше неологизмов подберёт: впишите новые слова. Кто больше вспомнит неологизмов и быстрее доберётся до вершины? Учитель (13, 14 слайды). ГОРОД КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ И вот мы – в столице. Здесь есть чему дивиться. Только стража у ворот – тут не всякий-то пройдёт: “Пароль?” – “В чём дело?” – “Дело в шляпе”. Объясните смысл выражения, его историю. А теперь выбираем, куда пойти. В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, одна направится в зоопарк, другая – в музей. Встретимся на Площади Фразеологизмов … через 3 минуты. Чтобы не опоздать, есть помощь скорая – добро пожаловать в Справочное бюро! Самостоятельная работа в группах. (15, 16, 17 слайды). Задания: 1. “Я поведу тебя в музей…” Здесь хранятся: Ариаднина нить, Крокодиловы слёзы, Коломенская верста, Иерихонская труба, Долгий ящик… Приготовьте речь экскурсовода, отвечая на вопросы: Что обозначают эти фразеологизмы? Каково их происхождение? 2. В ЗООПАРКЕ вас ждут: Змея подколодная, Волк в овечьей шкуре, Козёл отпущения, Мокрая курица, Глухая тетеря, Красный петух, Белая ворона… Объяснить значение и привести примеры их употребления. (По гиперссылкам переходят в справочное бюро и открывают нужную информацию из фразеологического словаря). 3. Встреча на площади Фразеологизмов: а) Проверка: отчёты рассказы о крылатых выражениях. Ответил – получай билет (карточку с фразеологизмом); б) найти свою пару – фразеологизм-антоним. В школу парами идём, из школы знания берём. 4. Работа в парах. ШКОЛА (слайды 18-20). Уроки-игры. Расписание на сегодня:
Урок 1. РЕДАКТОР. Цель: лясы точить (что это значит?). Задание: кто быстрей заменит синонимами слова в предложении? Урок 2. ПЕРЕВОДЧИК. Заменить иноязычные слова синонимами.
• БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА (21,22 слайд): найди свою пару – составь пословицу. Урок 3. Игра “Следствие ведут знатоки”. ЗАДАЧА: узнай профессию, выпиши профессиональные слова из текста, укажи их значение. (Слайд 23). Чтоб знатоком быть, надобно уметь науку находить. На всё поможет дать ответ наш волшебник …Интернет! Наберёте код волшебный – и вас ждёт успех учебный! Маленькая переменка. (Слайд 24,25). Загадки и отгадки Зачёт личный – результат отличный! 1 вариант. Отгадай загадки – напиши в тетрадке.
Урок 4. (Слайд 26). Физкультура для слов. Команда: по порядку становись! (Расположить синонимы в порядке нарастания признака)
ПОКИДАЕМ СТОЛИЦУ. (Слайд 27,28). А у Ворот Города – стража требует пароль: – В чём дело? – “Делу время – потехе час”. И он настал теперь для нас. Но прежде чем расстаться, нам нужно разобраться: где мы побывали? Что нового узнали? Подведение итогов урока: подсчёт заработанных жетонов за успешную работу, правильные ответы – обсуждение самооценки, взаимооценки обучающихся и оценки учителя. Литература и Интернет-ресурсы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |