Преподавание русского языка Тема урока: "Антонимы". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2668 Муликова Светлана Ефимовна, учитель русского языка Задачи урока. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Упражнение 352. - Произведите разбор по членам предложения. Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица) - Какие пожелания со словом “добрый” вы знаете? - В каком значении употреблено слово “добрый” в словосочетаниях? Замените его синонимом. - Дайте определение синонимов. (Дают определение синонимов) 2. Игра “Синонимы”. Ребята, запишите в тетради: число, классная работа. 3. Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним. 4. Объяснение нового материала. Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д. Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. Ученица рассказывает о словаре антонимов. “Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы. Примеры. Итак, что же такое антонимы? Делается вывод. Прочитайте правило в учебнике на стр148. 5. Закрепление материала. 1. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.
2. Прочитайте слова о русском языке и найдите антонимы. Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, объединяющий и разъединяющий людей. 3. Игра “Наоборот”. А теперь пришел черед Сыграть в игру “Наоборот”.
4. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов. (Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.) 5. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы. (Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.) 6. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.) 6. Работа в группах. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях. 1 группа Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - ………….. (злой враг) Теплый день - ………….. (холодная ночь) Хорошее начало - ………. (плохой конец) Полезный труд - …………. (вредное безделье) Утренний уход - ………….. (вечерний приход) Последнее поражение - ………… (первая победа) 2 группа К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
3 группа Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Летом – зимой. Дело – потеха. Свет – тьма. Легко – трудно. Больше – меньше. 1 группа Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
2 группа Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
3 группа Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный). 7. Игра “Отгадай, что я”.
8. Домашнее задание. Упр. 361. - Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками). - Подобрать из художественных произведений Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |