Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 962 Трофимова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование:
Эпиграф: Кто прячет прошлое ревниво, А. Твардовский Ученики заранее получили задание прочитать произведения (по группам). ХОД УРОКАI.1. Учитель читает тему урока – Как вы понимаете слово “тоталитарный”? Учитель: “Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были, действительно, поросла быльем; но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ль, что. Кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью”. Салтыков-Щедрин “Пошехонская старина” Сегодня на уроке мы будем говорить о той литературе, которая пришла к широкому кругу читателей сравнительно недавно. Мы всю жизнь решаем для себя вопрос: что лучше – правда или ложь, память или забвение, покой или борьба. Сегодняшний урок – приближение к ответу, приближение к вашей взрослости, мудрости. Каждый из нас почти каждый день делает свой выбор, делали свой нравственный выбор и русские писатели и поэты. Путь многих из них часто был тернист и труден. Как часто мы с вами жалуемся на современную жизнь, но эти экономические трудности временные, ведь с нами сегодня правда. (Чтение эпиграфа) Посмотрите на кадры о победной жизни нашего общества в 30-е годы XX века (фото или видео хроника). О победной стороне жизни общества знали все и всегда. Но то, что за этим стоит 30 миллионов судеб репрессированных, две трети из которых расстреляны или умерли в лагерях, мы долгое время (до середины 80-ых годов XX века) не знали. И вот о них, об этих людях, сегодня мы читаем книги, вернее, вы будете их читать. И если на ваших глазах появятся слезы, не стесняйтесь их, ибо это чистые слезы. Слезы горечи и боли за людей, которые прошли через страшные испытания, в чьих судьбах – трагедия поколения 30-ых – 50-ых годов. 2. Работа со словарем (на плакате): Шизо – штрафной изолятор; Учитель: ребята, пожалуйста, молча прочитайте эти слова. (Звучит “Реквием” Шостаковича). Лучше бы их не было, этих слов, но они, к сожалению, будут встречаться. Я не хочу, чтобы вы когда-нибудь еще встретились с ними (убрать плакат). 3. Учитель: прозвучал “Реквием” Шостаковича. – Почему я опять включаю в канву урока именно “Реквием”? – На каком уроке мы уже встречались с этим словом? (Уроки по произведению А. Ахматовой “Реквием”) – Что обозначает это слово? (Песнь по умершим) Книги, о которых мы будем говорить сегодня – тоже песнь по умершим. 4. Проводится живая выставка книг. II. Работа с произведениями.
Один из учеников рассказывает о книге. Зачитывается отрывок из произведения. Вопросы: – Почему книга так названа? – Как вы думаете, что движет сыном Хведора Ровбы, который руководит облавой на отца? (Страх) – Чего он боится? (Если страх живет в человеке, тот способен на любую подлость, даже на убийство отца. По-видимому, основной целью тоталитарного режима было стремление поселить в людях страх, чтобы не думали, не анализировали. Но ведь без этого человек – уже не человек). Как человек перестает быть тем, кем он родился, пишет в рассказе “Ночью” В. Шаламов. Чтение учителем рассказа. Вопросы: – Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения рассказа? – Кто его герои? Кем были и кем стали? – Почему? – Какова судьба автора данного произведения? (Рассказ заранее подготовленного ученика) Краткая информация В. Шаламов показал еще одну сторону политики Сталина: в лагерях была целая система истребления физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-ой статье. Сам Шаламов 17 лет провел на Колыме. Родился он в Вологде 18 июня 1907 года. Отец его, Тихон Николаевич, был соборным священником, миссионером, европейски образованным человеком с независимыми взглядами. Варлам унаследовал от него бескомпромиссность, твердость убеждений там, где речь шла о долге, чести, достоинстве. Сыну священника путь к высшему образованию был закрыт. В 17 лет покинул Вологду, 2 года работал на кожевенном заводе в Сетуни. В 1926 – студент факультета советского права Московского университета. Митинги, демонстрации, диспуты, поэтические вечера – так живет Шаламов до 19 февраля 1928 года. Это день его ареста. Причина? Он был среди тех, кто распространял “Письмо к съезду” В. Ленина, так называемое “Завещание”, в котором Ленин предостерегал от концентрации власти в одних руках. Этим письмом рушился миф о Сталине как единственном преемнике Ленина. Учитель: людей, чья судьба походила на судьбу В. Шаламова, было много, среди них более 1000 литераторов. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из поэмы. Учитель. Когда слушаешь все это: и рассказ Шаламова, и поэму Гамзатова – думаешь, можно ли вынести все это? Не вызвериться? Сохраняется ли после многих лет насилия душа и все лучшее в ней? Откровением становится повесть Евгении Гинзбург “Крутой маршрут”.
Учитель: я тоже думаю, что человек с чистой совестью, с верой в правду даже в немыслимых лагерных условиях остался победителем над злом и насилием. И коль есть на нашей земле вера и совесть, то земля наша не погибнет, коль есть люди, в которых живет вера в добро, будущее наше, я верю в это, будет светлым. Об этом стихотворение В. Кочеткова (читает учитель):
Ученик и учитель вместе:
Вопрос: – Как вы думаете, надо ли сегодня ворошить прошлое? (Надо, правда, как и добро, вечно) Учитель: об этом нам говорят авторы книг, представленных вами. III. Презентация прочитанных учащимися книг.(Рыбаков “Дети Арбата”, “35-ый и другие”, Гроссман “Жизнь и судьба”, Приставкин “Ночевала тучка золотая”, Бек “Новое назначение”, Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ” и др.) Ученики кратко рассказывают о книгах, отвечают на вопрос: – Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения произведения? Беседа: – Как вы думаете, в чем значение этих книг? – Какие чувства вы испытали сегодня на уроке? – Какие книги, из представленных здесь, вам захотелось прочитать? – Какими предстают перед нами авторы данных произведений? – Каким предстает перед нами время, описанное авторами книг? Учитель Тяжело слушать материалы сегодняшнего урока. Мы с вами обращались к самым страшным примерам, но это неудачное слово для определения человеческой судьбы, ибо для каждого человека свой страх, свои беды, свое горе – самые тяжкие. Кто же был опален временем, которое мы часто называем “сталинщиной”? (Перечисляем писателей) – Где найти силы противостоять, выстоять, победить? Я нашла ответ у Солженицына, он не солжет, сам прошел все круги ада. Я хочу зачитать вам отрывки из письма Александра Исаевича “Жить не по лжи!”: “Откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный… И с этого дня каждый из нас: – впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким образом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду; Я с надеждой сегодня смотрю в ваши лица: вы создадите мир и общество, которое будет лучше, чем сегодня. – А теперь представьте, что перед вами – авторы. Какие цветы вы подарили бы им? IV. Подведение итогов.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |