Преподавание литературы Практические аспекты использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности (из методического дневника учителя русского языка и литературы)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 742 Часовских Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в школьной практике обучения и воспитания, несомненно, для учителей и учащихся являются восьмым чудом света. Использование ИКТ (применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием, с другими аудивизуальными средствами) в учебно-воспитательном процессе позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, реализовать творческие способности, формировать информационную культуру. Но нельзя забывать, что есть и другое чудо («Есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них», - писал Л.Успенский), что ИКТ – средство интенсификации учебного процесса, а главное - это слово, помогающее учителю в обучении, воспитании, духовном и нравственном развитии человека. Глубоко убеждена, что успешно обучать наших школьников возможно при помощи такого рационального способа как многоаспектный (лингвистический, художественно-эстетический, литературоведческий) анализ слова. Десятилетний опыт работы по заявленной проблеме показывает, что данный прием очень эффективен. Учащиеся работают над индивидуальными проектами. Выбираются слова высокого нравственного содержания, произнесение которых вызывает необыкновенную гамму чувств: «совесть», «честь, «правда», «любовь», «вера», «надежда», «жизнь», «добро», «мудрость» и т.д. Слово анализируется многоаспектно. Даются все виды лингвистического анализа, слово анализируется с нравственно-эстетической точки зрения (слово живое, очеловеченное!). Этот этап позволяет образно представить слово, определить его настроение, характер, душу, подобрать к нему различные ассоциации, символы. Выполняются задания, требующие работы со словарями, справочной литературой: слово и рифма, слово во фразеологизмах и устойчивых словосочетаниях, в пословицах и поговорках, в афоризмах и высказываниях выдающихся деятелей науки и искусства. Предусматриваются задания, побуждающие к поиску: слово в названии произведений различных видов искусства (литература, музыка, живопись, кино), слово в художественном произведении (найти такие, в которых слово было бы ключевым в раскрытии идейного замысла писателя); дать восприятие, истолкование слова в разных эпохах (от Библии до наших дней). В написании и оформлении таких проектов компьютер помогает ученикам во многом: найти нужную информацию, наглядность, заставить сделать то, что от него требуется (построить схемы, графики, таблицы), эстетически оформить материал (напечатать через WORD), сделать презентацию к работе. Подобную деятельность чаще всего выполняют ученики, посещающие спецкурсы, факультативные занятия, занимающиеся в научном обществе «Лингвистический поиск». Для вовлечения в исследовательскую деятельность других учащихся решено было создать условия для расширения познавательных интересов, творческой самореализации, заинтересованности в предлагаемых идеях. Очень помогло в этом важное событие – юбилей школы. Старшеклассники сделали так всем понравившиеся компьютерные презентации «Директора ПСШ №3 – капитаны школьного корабля», «Летопись славных школьных дел», «Знаменитые выпускники школы». Успех вдохновил. Помогли пятиклассникам, работавшим над проектом «Лексика русского языка», выступили в роли шефов: сделали компьютерные презентации рисунков, консультировали при печатании материала, учили, как пользоваться Интернетом для получения дополнительной информации, наглядности. Применение на уроках ИКТ, безусловно, способствует повышению мотивации к обучению. Стало нормой применение на уроках приготовленных учителем или учениками отдельных слайдов как фрагментов будущих презентаций. По русскому и литературе очень востребованы материалы в электронном носителе Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые позволяют многое использовать: мультимедийные уроки по курсу, медиаиллюстрации, интерактивные тренажеры, тесты и проверочные задания, справочник терминов и понятий, энциклопедические статьи. Данный материал используется при подготовке к урокам, для закрепления и проверки знаний. Регулярное использование материалов в электронном носителе при изучении жизни и творчества писателей и поэтов ХIХ века побудило старшеклассников к созданию собственных презентаций, являющихся показателем познавательной активности, творческого потенциала, художественного вкуса. Презентации, разработанные старшеклассниками для учащихся 6 классов, «Синонимы», «Антонимы», «Употребление фразеологизмов в речи» вызвали у шестиклассников большой интерес, и это понятно. Талантливо составленная презентация способствует созданию эмоционального фона на уроке, является прекрасным наглядным пособием, четко называет ключевые понятия, формулирует вопросы и задания, позволяет быстро проверить знания учащихся. В процессе обучения десятиклассники демонстрировали свои презентации по теме «Лексика современного русского языка». Получилось несколько проектов на одну тему, что и явилось поводом для обсуждения. Самооценка выступающих и рефлексия со стороны одноклассников (плюсы и минусы в работе) вызвали у ребят желание внести коррективы, исправить отмеченные недостатки, обогатить наглядностью, спецэффектами (анимацией, звуковой речью). Становится эффективной разработка медиапроектов по ассоциативному восприятию слова. Создавая медиапроект, учащиеся работают в программе Power Point (программа для презентаций), пользуются материалами на бумажных носителях (иллюстрации, рисунки, фотографии, коллажи, аппликации), Интернетом для поиска нужной информации. Программа WINDOWS дает возможность дополнить медиапроект анимацией, цветом, звуком, музыкой, мультипликацией. Это как заключительные этапы при оформлении медиапроекта, а до этого – кропотливая, вдумчивая работа со словом, к которому надо подобрать свои ассоциации, знать восприятие слова писателями, поэтами и другими деятелями искусства и науки. В этом помогает работа со словарями, справочной литературой, с текстами художественных произведений. Затем к каждому слайду нужно придумать письменные речевые высказывания. Так, слово «совесть» вызывает в воображении различные ассоциации: звездочка, снежинка, льдинка, костер, факел, (зрительные), лирическая мелодия, набат, колокольный звон (музыкальные), вечное напоминание и страдание (абстрактные). В проектах отмечается, что отношение к слову довольно противоречивое: Позитивное восприятие слова: Совесть – внутренняя честь. (А.Шопенгауэр) Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Б.Паскаль) Добрая совесть – это глаз Божий. (В.Даль)
Негативное восприятие слова: Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. (А.С.Пушкин) Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести. (М.Ганди) Злая совесть стоит палача. (Пословица) В приведенной ниже таблице отображаются примеры некоторых медиапроектов по ассоциативному восприятию слова.
В работе над такими проектами отношения «учитель – ученик» строятся на основе взаимопонимания, содружества, сотворчества. Учитель советует, наставляет, вдохновляет, помогает, подсказывает, консультирует, а ученик размышляет, думает, ищет, находит, творит, создает. Медиапроекты - уникальная возможность для ученика самореализоваться как личность. В перспективе планируется участие в телекоммуникационных проектах. Таким образом, использование ИКТ в практике работы позволяет реализовывать следующие направления: - компьютер как уникальное техническое средство для создания наглядных пособий, для демонстрации наглядности к уроку (через медиапроектор); В заключение, хочется отметить, что использование ИКТ в практике школьного образования важно, необходимо, ибо способствует интеллектуальному, творческому развитию учащихся, их познавательной активности. Но в споре за новое мышление, в деле воспитания духовной и нравственной культуры человека компьютер – одно из средств воздействия: в этих вопросах первостепенное значение имеет слово. А мы, педагоги, безусловно, должны внести свою лепту в подобный процесс: «Наше слово, обращенное к юношеству, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувствовали в нем правду бытия, чтобы верили нам, как верит человек сиянию солнца. Чтобы каждое наше поучение было поистине завещанием». (В.А. Сухомлинский) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |