Преподавание литературы Родная природа в стихотворениях русских поэтовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1161 Гневашева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: творческая лаборатория. Концепция усвоения материала: ассоциативно-рефлекторная. Преобладающий метод: эстопсихологический, творческий. Перспективная цель урока: нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самовоспитания. Непосредственная цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов. Образовательные цели: 1. Пробудить интерес к поэзии; 2. Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений; 3. Учить понимать настроение, чувства поэтов; 4. Учить инсценированию, готовить доклады-сообщения, рецензии ответа.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений. Оборудование урока: портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета; репродукции картин-пейзажей русских художников; картины-фотографии природы (мультимедиа), музыкальные произведения (“Времена года” П.И. Чайковского, др.). Словарь: 1. Рифма - совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк; 2. Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель в своем произведении; 3. Лирика - род литературы; лирика отражает переживания, чувства, мысли автора литературного произведения в связи с жизненными впечатлениями, обстоятельствами; 4. Автор - создатель литературного произведения. Ход урока 1. Приветствие. Организационный момент. 1) Звучит отрывок из симфонии П.И. Чайковского “Времена года”. Слово учителя: “ Вы услышали музыку великого П.И. Чайковского “Времена года”. (показ репродукций картин-пейзажей русских художников, картин-фотографий природы (мультимедиа). Вы видите репродукции картин-пейзажей русских художников, картины-фотографии природы, портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Попробуйте определить тему урока. (Ребята отвечают: “Природа в стихотворениях Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета”, другие ответы). Да, ребята, тема урока: “Родная природа в стихотворениях русских поэтов”. (Учащиеся записывают тему в тетрадь). Учитель: “Сегодня на уроке мы узнаем…Продолжите, ребята!”. (Примерные ответы учащихся: “Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения; какие картины природы рисуют поэты; какую роль играют эпитеты, сравнения в стихотворениях; как построены стихотворения; чем отличаются стихотворения; что изображается в стихотворениях, др.). “На уроке мы узнаем, кто лучший чтец, кто сумеет точнее передать настроение поэтов, какой прием создает настроение стихотворения, др. Ребята, какой эпиграф вы бы предложили к теме урока? Посмотрите строчки стихотворений поэтов и выберите”. (Школьники читают, выбирают и записывают). (Эпиграф к уроку:
(Учащиеся записывают эпиграфы в тетрадь). Итак, представим себе, что мы находимся в творческой лаборатории. В конце урока мы должны ответить на вопросы: “Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?” 2. Проверка домашнего задания (задания были даны группам и учащимся): 1 сообщение: Родная природа, родина… Это слово заставляет дрожать невидимые струны в душе каждого из нас. В нем все то, что особенно дорого: бескрайние просторы степей и глубокие ущелья гор, величие старых дубрав и просторная гладь озер и рек… Печаль, радость, боль, гордость - в одном коротком, удивительном слове… Писатели и поэты во все времена посвящали родине, красотам родной природы лучшие строки своих произведений: и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, Я.П. Полонский и Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.Есенин и А. Блок…” Рецензия ответа: Ученик: Ответ (называет имя) достаточно полный, она (он) сумел донести до нас чувства поэтов Золотого и Серебряного века, воспевавших красоту родной природы. 3. Работа групп в творческой лаборатории. Учитель: “А сейчас каждая группа получит задание. Напоминаю, что в конце урока мы должны ответить на вопрос: “Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”
4. Физминутка “Сад чувств” (проводит ученица(к). Цель: тренировка ума и активизация чувств. Достижение творческой сосредоточенности.
5. Ответы групп и учащихся. После каждого ответа рецензия и оценка. 6. Рецензия ответа. Алгоритм рецензии на ответ учащегося (группы) 1. Внимательно выслушай того, кто отвечает. 2. Оцени ответ по следующим показателям:
3. Отметь положительное в ответе и выскажи в корректной форме свои замечания по ответу. 4. Как вы оцениваете ответ группы? (если проверяем работу группы). На доске - таблица, в которой фиксируются результаты ответов групп.
Ответы оцениваются по пятибалльной системе. В течение урока - выставление оценок учащимся с обоснованием. Игра в течение урока: “ Кто получит больше жетонов за ответы в течение урока - тот выиграл”. Ш. Подведение итогов урока. Смотри вывод на доске (читает ученица). Учитель: “Спасибо Вам, ребята, за работу. Мы ответили на вопросы, которые поставили перед уроком. Заполните анкеты, выразите свое отношение к работе групп, выскажите свои впечатления”. Домашние задания каждой группе. 1. Написать сочинение-миниатюру “Тема родной природы в стихотворениях русских поэтов”. 2. Выучить 1 стихотворение наизусть (по выбору). 3. Анализ стихотворения (по выбору) (по алгоритму анализа поэтического текста). За 1 минуту до звонка - музыка “Времена года” П.И. Чайковского, показ картин природы; учащиеся заполняют анкету. Звонок Учитель: “Спасибо за урок, ребята!” Анкета
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |