Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме "Виды предложений по цели высказывания"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2228 Евдокимова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели. Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока:
Методы:
Ход урока I. Проверка д/з: сочинение-миниатюра на тему "Золотая осень", "Поздняя осень" по вариантам. (3-4 человека). - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:
Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения. II. Пятиминутка для повторения. Индивидуальная работа по карточкам. 1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
3. Произведи морфологический разбор глагола.
4. Произведи морфологический разбор прилагательного.
3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно. 1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком. а) синтаксический разбор предложения. Дополнительные вопросы: 1. Из какой сказки отрывок? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди") 2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы? 3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием? 2. (под)окном - морфологический разбор Дополнительный вопрос: - Расскажи о существительном как о части речи. 3. поз..но - фонетический разбор Дополнительный вопрос: - Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения. Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие - самостоятельно у доски). (СЛАЙД № 2) Учитель читает текст. - Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок? ("Сказка о золотом петушке".) - Докажите, что перед нами текст. - Озаглавьте отрывок. ( "Просьба мудреца", "Выполни обещание", "Долг платежом красен".) - Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы. (СЛАЙДЫ № 3-5) - Выделите грамматические основы в трех последних предложениях. - Что составляет грамматическую основу предложения? В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы. III. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел "Словарь корней") а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение) б) вопросительный (работа с этимологией слова) вопросить - заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - -"в" от просити - спрашивать. ("Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанский, В.В.Иванов) в) побудительный - побуждающий к действию ("Словарь русского языка" С.И.Ожегова) побуждать - понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль "Толковый словарь живого великорусского народа") IV. Новая тема и закрепление. Слово учителя. - По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9) а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения. При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10) Раз он в море закинул невод/ Пришел невод с одною тиной // - Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: (СЛАЙД № 11) 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. 3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут. б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения. В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др. (СЛАЙД № 12)
- Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение. - На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе. 1.
2.
3.
4.
5.
- Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи. - Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова. (СЛАЙД № 13) - Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. (СЛАЙД № 14)
в) Если цель высказывания - побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения. В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом. - Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок. (СЛАЙД №15) 1.
2.
3.
4.
V. (СЛАЙД №16 с гиперссылками). Найдите верный ответ. Какое утверждение верно? VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное - зеленой, повествовательное не подчеркивайте. (СЛАЙДЫ № 20-24) VII. Закрепление. Выполните тест ( вычеркнуть неверные ответы). ТестВычеркни неверные варианты ответов. Вариант №1 1. Данное предложение повествовательное. а) Долго ль ездили? Куда? б)
в)
2. Данное предложение вопросительное. а)
б) А кого же на примете ты имеешь? в)
3. Данное предложение побудительное. а) Помогите, ради бога. б) И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили. в) В свете есть такие ль дива? ТестВычеркни неверные варианты ответов. Вариант №2 1. Данное предложение повествовательное. а) Что я, царь или дитя? б) Пораздумай ты путем. в)
2. Данное предложение вопросительное. а)
б) Аль откажешь мне в ответе? в)
3. Данное предложение побудительное. а) Смилуйся, государыня рыбка. б)
в) Что ты, баба, белены объелась? VIII . Динамическая минутка. - Ребята, давайте представим себя героями "Сказки о царе Салтане". Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик - буйным ветром. ( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости). IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой: (СЛАЙДЫ №25-29) 1. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". 2. "Сказка о попе и о работнике его Балде". 3. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". 4. "Сказка о рыбаке и рыбке". 5. "Сказка о золотом петушке". - Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30) 1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше? 2. Чему учит сказка? 3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина - "Сказка - ложь, да в ней намек:" Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный - зеленой, повествовательные не подчеркивайте. Смотрите образец. (СЛАЙД № 31) X. Рефлексия - Какие бывают предложения по цели высказывания? - Для какой цели используется каждый из видов? XI. Домашнее задание: выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |