Преподавание русского языка Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ (урок-практикум)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2018.10.25 Просмотров: 317 Кошкина Наталья Ивановна, педагог Цели:
Тип: урок-практикум. Ход урока I. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы и цели урока II. Этап всесторонней проверки знаний (Включает и проверку домашнего задания: признаки текста, характеристика типов речи и стилей текста/) 1. Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом. Один ученик готовит образец восстановленного текста на компьютере (текст выводится на большой экран). (1)Наша память хр… нит с мало(.)летства весёлое имя: Пушкин. (2)Это имя, этот звук нап…лняет собою многие дни нашей жизни. (3)Сумрач(.)ные имена имп…раторов п…лководцев изобретателей орудий убийства мучителей и мучеников жизни. (4)И рядом с ними – это лёгкое имя : Пушкин. (5)Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя не(.)смотря на то что роль поэта – не лёгкая и не весёлая : она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким уверен(.)ым и вольным движением как большой мастер; и однако у нас часто сжимается сер(.)це при мысли о Пушкине : праз(.)ничное и триумфальное ше(.)ствие поэта который не(.)мог мешать внешнему ибо дело его – внутрен(.)ее – культура, – это ше(.)ствие слишком часто нарушалось мрач(.)ным вмешательством людей для которых печ(.)ной горшок дороже бога. (6)Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга м…нархии, Пушкина – друга д…кабристов. (7)Всё это бледне…т перед одним : Пушкин – поэт. (8)Поэт – вел…чина неизмен(.)ая. (9)Могут устареть его язык его пр…ёмы; но сущ(.)ность его дела не (.)устаре…т. (10)Люди могут отворачиват(.)ся от поэта и от его дела. (11)Сегодня они ставят ему пам…тники; завтра хотят «сбросить его с корабля современ(.)ости». (12)То и другое определяет только этих людей но не(.)поэта; сущ(.)ность поэзии, как всякого искус(.)тва, неизмен(.)а; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов бе…различ(.)но. (А.А.Блок) На экране рядом с текстом, восстановленным учащимися, появляется текст, предварительно подготовленный учителем. Самопроверка текста. (1)Наша память хрАнит с малолетства весёлое имя: Пушкин. (2)Это имя, этот звук напОлняет собою многие дни нашей жизни. (3)Сумрачные имена импЕраторов, пОлководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. (4)И рядом с ними – это лёгкое имя : Пушкин. (5)Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то что роль поэта – не лёгкая и не весёлая : она трагическая; Пушкин вёл свою роль широким, уверенНым и вольным движением, как большой мастер; и однако у нас часто сжимается серДце при мысли о Пушкине : празДничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутренНее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога. (6)Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга мОнархии, Пушкина – друга дЕкабристов. (7)Всё это бледнеЕт перед одним : Пушкин – поэт. (8)Поэт – велИчина неизменНая. (9)Могут устареть его язык, его прИёмы; но сущность его дела не устареЕт. (10)Люди могут отворачиватЬся от поэта и от его дела. (11)Сегодня они ставят ему памЯтники; завтра хотят «сбросить его с корабля современНости». (12)То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусСтва, неизменНа; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов беЗразлично. (А.А.Блок) Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных учащимися.
Ответы: 1 Г, 2 Е, 3 А, 4 Д 3. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ. III. Работа в группах 1 группа (задание поискового характера) – назовите ключевые слова (словосочетания), определяющие тему данного текста (н-р, Пушкин, творческое бремя, триумфальное шествие, друг декабристов, величина неизменная, ставить памятник и т.д.) 2 группа (проблемная ситуация) – какое утверждение не соответствует содержанию текста?
IV этап Используя второе утверждение, создайте мини-рецензию. Согласитесь или не согласитесь с мнением А.Блока, опираясь на предложенное клише и используя материал для справок. (Исследовательское задание) Клише для защитников Тезис: Я (в 1: согласен(сна), не согласен(сна) ) с ( в 1: идеей, мыслью, утверждением) А.А.Блока о том, что, по сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии. Аргументы. потому что, во-первых, __________________________________________ во – вторых, ____________________________________________________ и, наконец, _____________________________________________________ Вывод. Таким образом, __________________________________________________ Поддерживающая аргументация 1) искусство вечно, и сиюминутное мнение людей не является очень значимым: многие произведения были по достоинству оценены лишь потомками; 2) искусство элитарно, и мнение большинства не может на него повлиять; 3) творчество сугубо индивидуально, и поэтому создаётся не для всех, а для каждого. Клише для противников Тезис: Я (в 1: согласен(сна), не согласен(сна) ) с ( в 1: идеей, мыслью, утверждением ) А.А.Блока о том, что, по сути дела, отношение людей к поэзии не имеет значения для самой поэзии. Контртезис: _____________________________________________________. Аргументы. Во-первых, _______________________________________________________ Во-вторых, ________________________________________________________ В-третьих, _________________________________________________________ Вывод. Именно поэтому (таким образом),_______________________________________ V. Индивидуальная работа по повторению заданий блока В. Способ проверки: взаимопроверка. (Можно дать образец правильного оформления ответов). В 1. В 2. В 3. В 4.
VI. Тестовые задачи (повторение заданий блока А) А1 В каком слове произносится звук [в]?
А2 Какие слова являются одной из грамматических основ в 5 предложении текста?
А3 В каком из предложений все слова употреблены в прямом значении?
А4 Какое слово является синонимом к слову СУМРАЧНЫЙ (предложение 3).
А5 В каком предложении автор использует фразеологизм?
А6 В каком из перечисленных предложений автор употребил антонимы?
Таблица заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов
Проверяется самостоятельно учителем, все учащиеся получают оценки. VII. Подведение итогов урока VIII. Домашнее задание
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |