Преподавание русского языка Сочинялки (урок-игра)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1518 Титкова Мария Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цель: объяснить детям, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.
Ход урока – Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости – давайте их поприветствуем (дети встают). Спасибо, садитесь. – Урок сегодня у нас будет необычный. Называется он “Сочинялки”. Почему “сочинялки”? Потому что речь пойдет о рифмах, которые мы будем подбирать сами, а до серьезных поэтических строчек мы пока еще не доросли. Но это не страшно, потому что у нас все еще впереди. Может у кого-то проявятся и поэтические способности тоже. Давайте попробуем себя в этом направлении. Я предлагаю вспомнить хорошо известную всем и любимую книгу Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Эта книга, может быть, рассчитана на начальную школу, но там есть эпизод, который и нам с вами сейчас очень пригодится. А именно: помните историю “Как Незнайка сочинял стихи”? Незнайке казалось, что у него достаточно способностей для того, чтобы стать поэтом, пока не попробовал сочинять стихи. И когда стихи получились не очень удачные, Незнайка передумал становиться поэтом. Мы лучше поймем, что именно не получалось в стихах у Незнайки и почему, если сами поиграем в какие-то сочинялки. – Кто знает, что такое рифма? (Выслушать 1–2 человек.) – Да, можно сказать, что рифма – это похожие слова. А кто вспомнит определение из учебника? (Рифма – это созвучные слова.) – Приведите мне самый простой пример рифмующихся слов. (Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка… ) – Хорошо, это мы знаем. А знаете ли вы, чем полезна Игра в рифмы? (Выслушать 1–2 ребят.) – Правильно, и это вы знаете. Итак, значит, игра в рифмы полезна тем, что способствует развитию памяти, расширяет словарный запас и помогает запоминать трудные слова. – Итак, по сюжету все той же книги Носова Незнайка хотел выяснить, легко ли быть поэтом. Незнайка подобрал простые рифмы к каким-то словам и сочинил свои первые двустишия. Но эти двустишия показались очень обидными его друзьям – тоже сказочным человечкам. Простые слова мы с вами назвали, а вот со словом пакля Незнайка засомневался. Он решил, что на это слово вообще нельзя подобрать рифму. Помните? Я напомню вам этот момент – прочитаю несколько предложений из книги. (Учитель или подготовленные ученики читают отрывок из главы “Как Незнайка сочинял стихи”.) “– Ну, придумай рифму на слово “пакля”, – сказал Цветик. – Шмакля, – ответил Незнайка. – Какая шмакля? Разве есть такое слово? – А разве нету? – Конечно, нет. – Ну, тогда рвакля. – Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик. – Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – объяснил Незнайка. – Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать. – А если я не могу подобрать другого слова? – Значит, у тебя нет способностей к поэзии. – Ну, тогда придумывай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка. – Сейчас, – согласился Цветик. Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватил руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя: – Пакля – бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Это какое-то слово без рифмы. – Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный…” – Неужели в нашем – таком богатом и красивом – русском языке не найдется слов, созвучных слову пакля? (Подсказать: цапля, капля…) – А кто может назвать рифму к слову люстра? (Устно, вкусно, шустро…) – Обратите внимание на то, что слово люстра – имя существительное, а слова устно, вкусно, шустро – это наречия. Видите, могут рифмоваться не только слова одной части речи – то есть существительное с существительным (как в случае пакля – цапля, капля…), глагол с глаголом (играть – читать, плясать…) – но и разных частей речи. – А кто может привести свои примеры? – Хорошо, значит сложных слов мы тоже не боимся. Такие сложные слова в шутку можно назвать “Незнайкиными” словами – но только в шутку (игра “Помоги Незнайке”). – А теперь давайте поиграем в такую игру – “Маленькие соавторы”. – Кто знает, какая разница между словами автор и соавтор? Если у слова автор есть приставка со- – значит автор какого-то конкретного произведения – не единственный. В нашем случае моими соавторами будете вы. Я называю первую строчку, а вы мне придумываете вторую так, чтобы у нас получилось двустишие – с рифмой, со смыслом – и чтобы эти строчки не обидели наших друзей. Итак, я называю готовую первую строчку, а вам остается придумать только вторую. Слушаем внимательно:
– Кто продолжит дальше?
– Какие еще есть варианты?
Или:
– Молодцы! – Какое можно взять еще сложное слово? Ну, например (посмотреть в окно)… осень закончилась… Давайте возьмем слово листья (осенние). Какую можно подобрать рифму к слову листья? Слово кисти подходит? Если я скажу первую строчку:
то что можно сделать с листьями? Кто подберет вторую строчку?
А можно сказать:
Я не буду сейчас с вами говорить о таком понятии, как стихотворный размер, вы старайтесь сами следить за тем, чтобы строчка получалась не корявая. Например:
Мы слышим, что здесь нарушен ритм, и необходимо найти такое слово, которое восстановит ритм и будет соответствовать смыслу. Таким словом может быть слово эти. Сравните, я добавляю перед словом листья слово эти:
и двустишие начинает звучать иначе – то есть лучше. – А теперь следующая игра, которая называется “Придумай двустишие”. Я вам даю готовые рифмы, а вы мне на эти рифмы придумываете первую и вторую строчки сами. Можно изменить окончания и число предметов (единственное, множественное). Например: конфеты – билеты, пакеты, секреты… Или: мишка – задвижка, книжка, стрижка… Будем считать, что выиграет тот, у кого получится веселее и логичнее.
– Молодцы! С этим мы тоже справились, поняли, что русский язык – красивый и богатый. – А хотите, я вам еще один секрет скажу по поводу рифм? С помощью рифмованных строчек легче запоминается какое-то трудное правило по русскому языку. Например, если запомнить глаголы-исключения в произвольной форме – не стихотворной, – то через какое-то время быстро вспомнить сразу все 11 глаголов будет непросто. А если запомнить их в стихотворной форме – помните
то тогда такой каламбур из 11 слов запомнить легче. – Что такое каламбур? (Каламбур – это набор каких-то слов, не связанных никакой логикой.) Или такой пример:
В подобных случаях, когда есть стихотворный вариант для быстрого запоминания какого-то сложного правила по русскому языку, то логика необязательна – здесь важнее запомнить само правило. Вы согласны со мной? – А еще я знаю пример, когда дети вашего возраста из другого класса придумали сами стихотворение со словами, где присутствуют проверяемые согласные в корне. За такую работу они получили “пятерку”, потому что, работая с такими словами, они их несколько раз произносили, несколько раз записывали и – получается – лучше усвоили их правописание. Я попросила ребят выучить это стихотворение и нам прочитать. – Ребята, пожалуйста, прочтите нам это стихотворение. (Подготовленные ученики читают стихотворение.)
– Спасибо, ребята, садитесь. Такое стихотворение, на первый взгляд, может показаться простым и не очень правдивым, но в каждой строчке, обратите внимание, присутствует слово с проверяемой согласной в корне. Если у кого-то будет желание придумать свое стихотворение на какое-то правило и у него это получится, то я ему тоже поставлю “пятерку”. Но это занятие должно быть не в ущерб основным урокам. – Ну, как, по-вашему, легко быть поэтом? Возможно, кто-то ответит: – Нелегко. – Настоящим поэтом, конечно нелегко. Хорошо, что ты это понимаешь. А кто-то скажет: – Легко. – Легко – это, когда мы с вами играли в маленьких поэтов и делали то, что могут делать многие. А для того чтобы сделать что-то уникальное, что могут немногие, необходимо иметь особенные способности, то есть талант, то есть призвание. Но это будет у нас уже другая тема. А сегодняшний урок подошел к концу. Спасибо всем за внимание. Всего вам доброго!
Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |